Previous
Next

Министерство образования направляет видеоролики «Сильная личность», «Шутка или реальность», «Сильная личность – сильная Беларусь» (рекламодатель – Министерство образования), направленные на профилактику насилия и суицида среди несовершеннолетних

Видеоролики размещены по следующим ссылкам:
https://disk.yandex.ru/i/TEgdiG-BcZ-NeA
https://disk.yandex.ru/i/jEkNdUwISjroOA
https://disk.yandex.ru/i/5N82J9YUSrghrQ

ВНИМАНИЕ! Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасным явлением

Насилие в семье – умышленные действия физического, психического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания (статья 1 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»).

 

Домашнее насилие происходит за закрытыми дверями, но оно, несомненно, является проблемой всего общества. Насилие в семье — наиболее распространенная форма насилия в отношении женщин.

В 95% случаев, если насилие уже имело место, оно повторится.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии, обращайтесь за помощью:

1Милиция – вызвать, в случае опасности для жизни, написать заявление с просьбой привлечь виновное лицо к ответственности, попросить направление на судебно-медицинскую экспертизу – звоните 102

2Больница – получить необходимую медицинскую помощь, пройти мед.освидетельствование и получить справку об обращении по поводу телесных повреждений

3 Территориальный центр социального обслуживания населения – психологическая, юридическая поддержка, услуги временного приюта в «кризисной» комнате

4Отдел образования – защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей

По вопросам правовой, информационной и психологической поддержки можно обратиться в Территориальный центр социального обслуживания населения Жлобинского района по адресу: г. Жлобин, ул. Петровского-36, тел. 2-80-86, 170. График работы в будние дни: 8.00-17.00. Обеденный перерыв: 13.00-14.00.

Если в вашем доме вашей жизни угрожает реальная опасность и вам некуда идти, вы можете обратиться по вопросу временного размещения в «кризисной» комнате.

«Кризисная» комната – специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания. Режим работы «кризисной» комнаты – круглосуточный. С гражданином, помещенным в «кризисную» комнату, заключается договор на оказание услуги временного приюта, который определяет условия и период нахождения в «кризисной» комнате. Срок пребывания в «кризисной» комнате граждан определяется в договоре, и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации. Для заключения договора гражданин предоставляет письменное заявление и документ, удостоверяющий личность. В случае экстренной необходимости в получении услуги и отсутствия документа, удостоверяющего личность, услуга оказывается на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления. В случае утраты документа, удостоверяющего личность, необходимо обратиться в органы внутренних дел для его восстановления.

         Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их основываются на принципах самообслуживания. В период пребывания в «кризисной» комнате питание граждан осуществляется из собственных средств. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем, он же несет за них полную ответственность.

          По вопросам временного приюта в «кризисной» комнате в рабочее время можно обращаться в Территориальный центр социального обслуживания населения Жлобинского района, милицию, учреждения образования, больницу.

 

         По вопросу размещения в «кризисной» комнате в нерабочее время необходимо звонить по телефону 102 (сотрудники милиции, при необходимости и по Вашей просьбе, доставят Вас в «кризисную» комнату), либо по телефону 8 029 344 88 97 (специалист ТЦСОН).

Работает сайт www.ostаnovinasilie.org, который является информационной платформой для граждан, оказавшихся в ситуации домашнего насилия.

Телефоны для получения психологической помощи

по вопросам насилия в семье

80232 31 51 61 – круглосуточный телефон доверия в г. Гомеле

8 02334 2 80 86 – телефон Территориального центра социального

обслуживания населения Жлобинского района

– в рабочее время

170 – телефон «горячей линии» по социальным вопросам и

 

психологической поддержке в г. Жлобине – в рабочее время

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения и всегда вызывают широкий общественный резонанс.

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, никогда не теряет актуальности.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью, способствует профилактике социального сиротства, суицидов среди несовершеннолетних. В выявлении несовершеннолетних, пострадавших от насилия, принимают участие специалисты всех субъектов профилактики, однако особую роль в выявлении фактов насилия на ранних этапах играют специалисты учреждений образования и здравоохранения, которые имеют возможность наблюдать несовершеннолетнего в течение длительного времени. Поскольку сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, только когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть объектом постоянного внимания, а порой и сигналом тревоги для специалистов.

При подозрении на какое-либо насилие в отношении несовершеннолетнего, ему должна быть оказана психологическая и медицинская помощь. Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека, формирование его характера, будущую личную жизнь, психическое и физическое здоровье, на адаптацию в обществе в целом.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

Очень часто данные виды насилия могут носить комплексный характер!

Физическое насилие имеет менее скрытый характер, выявление его не составляет особого труда.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным (внешне не проявляющимся), так как сложно доказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

 

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

1.   не соответствующие возрасту знания в области сексуальных отношений;

2.   синяки, зуд, кровь в области половых органов;

3.   трудности при ходьбе и сидении;

4.   мастурбация;

5.   внезапные изменения в поведении ребенка;

6.   появление соблазняющей манеры поведения;

7.   отсутствие аппетита или переедание;

8.   расстройство сна, ночные кошмары;

9.   ненависть к своему телу;

10.                излишняя уступчивость по отношению к взрослым;

11.               глубокая депрессия с частыми суицидальными попытками или мыслями;

12.               нежелание идти домой, побеги из дома;

13.               склонность к правонарушениям, прогулы в школе;

14.               злоупотребление наркотиками и алкоголем;

15.               беспорядочные половые связи;

16.               венерические заболевания;

 

17.               беременность и др.

1. Выслушайте ребенка, попытайтесь не транслировать свою тревогу. Если он вам рассказал – это признак доверия.

2. Прояснив все обстоятельства, обязательно обратитесь за помощью в правоохранительные органы, сообщите о случившемся.

3. Не давайте напрасных обещаний типа «Обязательно найду и накажу» или «С тобой больше такого не случится».

4. Не советуйте ребенку все забыть и не вспоминать, это бессмысленно.

5. Дайте ребенку установку – чтобы с ним не случилось, вы все равно его любите.

6. Дайте ему понять, что он не виноват, так сложились обстоятельства и назад ничего не вернешь (зачастую дети склонны всю вину брать на себя: «Если бы я не пошла в этот день на репетицию, этого бы не случилось»).

7. Обязательно обратитесь за помощью к квалифицированному специалисту, который правильно выстроит стратегию реабилитации ребенка в зависимости от возраста, ситуации и тяжести психотравмы.

 

8. Позвоните на «горячую линию», чтобы узнать, как поговорить с ребенком на эту тему.

Расскажите детям об их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит.

Родители ВСЕГДА должны знать, куда, к кому идет ребенок, как его можно найти. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств.

Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на другой станции метро (автобуса, троллейбуса), продолжит маршрут на следующем поезде (автобусе, троллейбусе). По телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа ИЛИ взрослый друг. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Особое внимание подросток должен обращать на автомобили, которые проезжаю мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.

 

В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и  требования к себе, в противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

1.      Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом;

2.      Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдимые места;

3.      Нельзя садиться в чужую машину;

4.      Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо;

5.      Нельзя задерживаться  на улице одному, особенно с наступлением темноты.

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ

Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами.

ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.

Дети должны находиться на улице в кругу друзей, но только с теми, кого Вы знаете и не позже 23.00. Если они вместе громко закричат или кто-то позовет родителей, других взрослых, преступника это остановит. Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения.

Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.

У детей необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.

Рассказывайте о правилах поведения в общественных местах. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, выйдет на остановке, продолжит поездку на следующем автобусе (троллейбусе).

Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо

контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.

Рассказывайте, что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые.

Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.

Уважаемые родители, жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять. Пусть дети не позволяют, чтобы незнакомцы, знакомые или даже дальние родственники трогали их, целовали, обнимали.

Фаза первая: нарастание напряжения.

В данный период потенциальный обидчик становится раздражительным, злится, ищет повода для выхода своей агрессии. В семье нарастает напряжение. Эта фаза характеризуется также отдельными вспышками оскорблений, которые могут быть вербальными и/или эмоциональными и отличаться по интенсивности от привычных и ожидаемых от партнера.

Фаза вторая: инцидент острого насилия.

Это фаза, в которой в результате эскалации напряжения и гнева не осталось возможности контролировать свое поведение, скопившиеся напряжение выливается во взрыв, сам акт насилия любой формы. Этот период отличается интенсивной разрядкой, основными разрушениями и крайними эмоциональными выплесками в их самой негативной форме, а также тем, что эти ситуации не могут быть спрогнозированы или контролируемы. Признаки гнева настолько сильны, что обидчик не может отрицать их существование, а женщина и ребенок не могут отвергать его влияния на них.

Фаза третья: “медовый месяц”.

Это период раскаяния и относительного спокойствия, когда обидчик сожалеет о содеянном. Он просит прощения, дарит подарки, заглаживает свою вину. Может быть очень любящим и демонстрировать необыкновенную доброту, предлагать любую помощь и обещать больше никогда не совершать насилия или, наоборот, обвинять членов семьи в том, что они спровоцировали насилие, не выполнив то, о чем он просил. Он хочет закрепить свой “успех”, захлопнуть ловушку и удержать членов семьи в этих отношениях, не дать им уйти от него. И члены семьи, подвергающиеся насилию, как правило, верят в искренность обидчика и попадают в его ловушку. Именно эта фаза создает иллюзию у жертвы, что возможно улучшение ситуации, что обидчик, наконец, все осознал. Вполне вероятно, что обидчик может продолжать применять в этой фазе такие формы насилия, как экономический контроль, эмоциональные оскорбления, для того, чтобы поддерживать свою позицию доминирования даже в этой фазе. Напряжение в семье снова начинает нарастать. Третья фаза опять переходит в первую. Круг замкнулся. Разорвать его для многих семей довольно трудно.

Любой член семьи может стать жертвой насилия в семье, точно так же, как каждый человек может стать жертвой другого преступления. Чем дольше женщина или ребенок остаются в семье, где по отношению к ним совершается насилие, тем вероятнее, что у них разовьются следующие качества:

·           низкая самооценка,

·            утрата уверенности в себе (неуспешность в школе);

·            психологические и физиологические проблемы и жалобы (утомление, нарушение сна, беспокойства, подозрительность, напряжение в общении, скрытность).

Насилие тесно связано с социальным стрессом в семье. Среди множества проблем, которые могут повысить уровень напряженности и привести к жестокости, следует назвать такие, как разногласия в воспитании, секс, беременность, денежные затруднения, безработица, необходимость в долговременной медицинской помощи, а также употребление алкоголя, который снимает контроль над инстинктами.

В основе жестокого обращения лежит недостаточная способность к коммуникации обидчика, так как насилие и конструктивная коммуникация не совместимы. Конкретное действие видится как более эффективное по сравнению со словами для быстрейшего прекращения конфликта. Стремление к насилию усиливается также благодаря тому, что обидчик обнаруживает “позитивные результаты” агрессивности, особенно, когда речь едет о том, чтобы заставить повиноваться или вызвать страх у кого-либо. Многие, допускающие жестокое обращение, оправдывают свои действия тем, что они хотели заставить замолчать, проучить жертву. В конечном счете, целью в этом случае является стремление сохранить господство над жертвой, контролировать ее поведение.

Обидчики, использующие насилие, как правило, страдают заниженной самооценкой и таким способом самоутверждаются. В 70 % случаев в основе насилия лежат взаимоотношение, которые были в семье обидчика. Насилие в этих семьях, как правило, являлось повседневной нормой, которая затем была перенесена обидчиками во взрослую жизнь и свою семью

Исследователи проблемы домашнего насилия сталкиваются с большими трудностями. С одной стороны, подлинные масштабы этого явления остаются неявными в связи с тем, что многие жертвы жестокого обращения ощущают себя эмоционально-зависимыми от обидчика. В соответствии с распространенными стереотипами жертвы насилия считают во всем виноватыми лишь себя и вообще не обращаются за помощью. Кроме того, многие жертвы насилия не в состоянии определить тот момент, когда семейные конфликты, ссоры, выяснения отношений и т.д. переходят определенный порог и превращаются в открытые проявления насилия.

Распространение насилия обусловлено недостаточно эффективной системой сообщения о насилии, обнаружения и учета случаев жестокого обращения с детьми, а также отсутствием необходимых знаний и навыков у специалистов по его предотвращению и оказанию помощи пострадавшим. Немаловажную роль в решении проблемы играет формирование общественного мнения по вопросу жестокого обращения с детьми.

 

Постсоветская статистика семейного насилия мало отличается от мировой: в 93% случаев жертвами домашнего насилия становятся женщины, в 7% мужчины. Основную часть случаев домашнего насилия в отношении женщин составляет насилие, проявляемое супругом или партнером (74% первичных обращений по поводу домашнего насилия), в то время как насилие со стороны родителей или взрослых детей становится поводом для обращений лишь в 11%-15% первичных обращений.

Белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ “О правах ребенка”, Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию “жестокое обращение” (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

   обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

   защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

   организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

   признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

   защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

   оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ “О правах ребенка” также утверждает, что “каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия” (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон “О правах ребенка” (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

 

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.