Международный духовно-просветительский православный
Успенский фестиваль Славянские традиции
Популяризация семейных ценностей в школе.expand_less
В настоящее время подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Эта ситуация порождает внутренние конфликты и проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с другими людьми. Исходя из этого, повышается актуальность целенаправленного воспитания в образовательном процессе. И в первую очередь семья – основной фактор социализации личности ребенка. В статье 52 Закона РФ « Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Невозможно переоценить значение семьи для ребенка.
В семье начинается и протекает социальная жизнь человека, именно в семье человек постигает всё многообразие человеческих отношений, здесь он развивается физически, умственно, нравственно, эстетически и духовно. Семья является для ребёнка тем местом, где он получает первый опыт взаимодействия с окружающими людьми. Общаясь с близкими, ребенок подражает их манерам, действиям, поступкам, пристально наблюдает за особенностями взаимоотношений между членами семьи, что оказывает сильное воздействие на представления ребёнка о стиле взаимоотношений в семье.
В каждой семье сложились свои устои, традиции, индивидуальный стиль жизни. Однако далеко не каждую семью можно назвать благополучной, дающей ребёнку правильное представление о её роли и назначении в обществе.
В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности.
Это связано с рядом причин: рост количества разводов, рождение детей вне брака увеличивает количество неполных семей, в которых наблюдается однобокое воспитание, как правило, не хватает общения с отцом, а также впоследствии отсутствие опыта создания полной семьи. Утрачена престижность материнства, разрушается традиционная структура семьи.
В этих условиях особенно остро встает необходимость формирования семейных ценностей у подрастающего поколения, способствующих укреплению института семьи в российском обществе.
Большую роль в корректировке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет школа.
Поэтому, в настоящее время работа школы с семьями обучающихся является одним из приоритетных.
Главная цель работы в данном направлении :
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи обеспечения взаимодействия семьи и школы:
1. Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями.
2. Активное участие родителей в воспитании детей.
3. Формирование активной педагогической позиции родителей.
Активная позиция родителей в совместной воспитательной работе с учителями школы находит отражение в большом многообразии форм и методов сотрудничества.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Формы работы школы с семьей:
· Родительское собрание;
· Родительский лекторий
· Диспут
-участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
-вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
-повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
Пословица такова: в младенчестве, ребёнок неотрывен от тела родителей; в детском возрасте — отлучают от тела, но не отпускают руку; в годы юности — отпускают руку, но не выпускают из поля зрения; в период молодости — ребёнок исчезает из поля зрения, но не исчезает из сердца.
При выборе содержания, форм организации воспитательной работы по формированию семейных ценностей соблюдается принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В 5-6 классах идет формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле, а, следовательно, и семье, как основе основ человеческой жизни и воспитания. Одновременно формируются отношения к школе и культурным ценностям в жизни человека. Содержание воспитательной работы направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения. Учащихся среднего школьного возраста знакомим с основами генеалогии, рассказываем о семейных обязанностях; осуществляем проектную деятельность по составлению символики семьи (герб, флаг, гимн)
В 7-8 классах учащиеся обретают ценностные отношения к социальному устройству человеческой жизни. Как быть успешным? Как стать счастливым? Как научиться жить в мире людей и строить с ними свои отношения? Поиск ответов на эти вопросы не оставляет подростков равнодушными. Параллельно с этим идет формирование отношений к труду, к себе, к обществу, развивается эстетический вкус. Родители становятся для ученика в этом возрасте менее авторитетными, чем сверстники. Появляется кризис взаимодействия поколений. Задача школы – формирование культуры взаимоотношений детей и родителей, демонстрация авторитета родителей в социуме и школе.
В 9 классе происходит формирование активной жизненной позиции, воспитание личностных качеств гражданина своей Родины на основе определенных отношений к явлениям окружающего мира. Большое внимание уделяется воспитанию семейной культуры. В первую очередь, это формирование нравственных понятий о сыновьем и дочернем долге перед семьей и родителями, уважительного отношения ко всем членам семьи, взаимоотношений между полами.
Для учащихся 10-11 классов особое внимание обращается на формирование позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме.
Ребенок в правовом поле семьи» (рассмотрение вопроса на педагогическом совете)
сентябрь
Администрация школы
3.
Самообразование педагогов по теме «Ознакомление с документами, регламентирующими права ребенка»
В течении года
Учителя школы
4.
Индивидуальные беседы
По необходимости
Классные руководители
5.
Беседы по планам классных руководителей:
«Мои родители»; «Отдыхаем всей семьей»; «Там где мне хорошо»
В течение года
Классные руководители
6.
Привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий, творческих встреч.
В течение года
Классные руководители
7.
Репортаж с места работы: «Моя мама, мой папа» (формирование у детей представление о разных профессиях)
сентябрь
Классные руководители
8.
Конкурс рисунков «Мои родители», «Семейный портрет»
сентябрь
Классные руководители
9.
Конкурс фотографий: «Моя семья»
октябрь
Классные руководители
10.
Праздничное мероприятие, посвященное Всероссийскому дню матери
ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
11.
Родительские собрания «Счастлив тот, кто счастлив дома»
Май, октябрь
Классные руководители, администрация
12.
Всероссийский день семьи.
май
Классные руководители, зам. директора по ВР
13.
Соревнования «Папа, мама, я – дружная семья»
апрель
Классные руководители, зам. директора по ВР
14.
Выставка книг «Семейные ценности»
Февраль, декабрь
библиотекарь
15.
Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами и грамотами за успехи в воспитании детей, по итогам года.
май
Классные руководители, администрация
16.
Участие в муниципальных конкурсах
В течение года
Классные руководители, администрация
17.
Анкетирование учащихся. «Ответственность в семье»
«Культура семейных отношений» «Идеальная семья»
апрель
Классные руководители, администрация
18.
Поощрение родителей обучающихся Благодарственными письмами Губернатора Московской области и в связи с празднованием Нового года
декабрь
Классные руководители, администрация
19.
20.
Праздник «День семьи, любви и верности»
июнь
Воспитатели, начальник лагеря,
21.
Конкурсная программа «Мы о бабушке споем», посвященная Дню пожилого человека
ноябрь
Классные руководители, зам. директора по ВР
22.
Организация и проведение семейных праздников в школе:
· День знаний
· День матери
· Новый год
· 8 Марта
· Последний звонок
· Выпускной вечер
· День семьи, любви и верности
В течение года
Классные руководители, зам. директора по ВР
В младенчестве, ребёнок неотрывен от тела родителей; в детском возрасте — отлучают от тела, но не отпускают руку; в годы юности — отпускают руку, но не выпускают из поля зрения; в период молодости — ребёнок исчезает из поля зрения, но не исчезает из сердца.
Ребенок учится тому, что видит у себя в дому
И. Брандт