Советы для родителей
«!Как научить ребенка финансовой грамотности»
Выдавайте детям карманные деньги.
Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда. Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
Договоритесь с ребенком о размере и период
выдачи карманных денег.
Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ребенком период ,который вы будете выделять определенную сумму карманных денег (один раз в неделю, по субботам и т.д.).
Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания.
В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве элемента мотивации или демотивации.
Не увлекайтесь контролем расходов.
Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.
Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.
Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.
Договоритесь о помощи при крупной покупке.
Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет купить то что было запланировано.
Включите в карманные деньги часть расходов.
Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.
Помогите ребенку контролировать расходы.
Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда вне дома и т.д.).
Будьте примером.
Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для подражания.
Тренинг “Молодёжное предпринимательство”
Ролевая игра “Финансовая грамотность-важный вопрос”
Час экономики “Умей планировать и жить по средствам”
Информационный ринг “Экономист” (основы потребительских знаний)
Час экономики “Экономика семьи” (Потребительская грамотность)
ЕДИНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Национальный банк Республики Беларусь
План совместных действий по повышению финансовой грамотности населения на 2019–2024 годы принят в Беларуси
Финансовая грамотность для школьников
Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.
Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.
Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.
Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.
Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.
Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.
Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.
Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.
Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.
Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.
Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.
Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.
Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.
Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.
Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.
Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.
http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
http://infobank.by/3485/default.aspx – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.
http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
• Обучающие авторские курсы;
• Современная система дистанционного образования;
• Постоянно пополняемая библиотека книг и статей на тему финансов, бизнеса и инвестиций;
• Свежие новости и аналитические статьи о важнейших событиях в мире экономики.
Видеоролики для проведения занятий «Основы финансовой грамотности».
“Если вы считаете, что обучение стоит дорого,
попробуйте узнать, сколько стоит невежество”.
Сегодня в Беларуси активно реализовывается программа по повышению финансовой грамотности, как среди взрослых, так и среди детей.
ü Что такое финансовая грамотность?
Это способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее своей семьи.
ü Почему нужно быть финансово грамотным?
1. В современном мире взаимодействие каждого человека с финансовой системой страны приобрело повседневный характер. Для того чтобы отдать предпочтение одному из существующих финансовых продуктов или услуг, необходимо постоянно совершенствовать свои знания в этом направлении.
2. Финансовая грамотность поможет вам правильно сформулировать потребности при обращении в банк, оценить свою платежеспособность и понять меру ответственности перед банком.
ü Что значит быть финансово грамотным?
1. Вести учет доходов и расходов.
2. Тратить меньше, чем зарабатывать.
3. Иметь резервные средства, которые подлежат к использованию в нестандартных ситуациях.
4. Знать, как защищать права потребителя финансовых услуг.
5. Знать источники финансовой информации.
6. Делать рациональный выбор финансовых продуктов или услуг.
Финансовая грамотность для школьников
Отношение к деньгам и навыки ими пользоваться закладываются в семье с младых лет. Рекомендуется начинать выдавать ребенку карманные деньги с возраста 5-6 лет. Вначале, разумеется, сумму малую, но постоянную, выдаваемую регулярно, например, раз в неделю. С каждым годом сумму можно увеличить.
Не рекомендуется лишать ребенка средств, наказывая его за провинности, или каждый раз подчеркивать детскую финансовую зависимость от родителя. Такой подход рискует подтолкнуть ребенка на девиантное поведение или на желание финансово отделиться от родителя как можно быстрее, в то время как он еще не будет к этому готов, ни физически, ни морально, ни социально.
Очень важно в данном вопросе определить и придерживаться строгих правил: не выдавать деньги в аванс, или раньше времени, но также и не просрочивать их выдачу. Многие родители почувствуют трудности психологического характера, чтобы отпустить контроль за тем, как ребенок тратит собственные средства. Ибо им начнет казаться, что тратит деньги на пустое, ерунду, неразумно. Появится желание читать нравоучения, давать советы, ограничивать или даже лишить ребенка средств. Однако родителям важно понимать, что приобретение навыков пользования деньгами, как и любой процесс обучения, вещь постепенная, развивающаяся на основе собственного опыта, ошибок и промахов. Важно сохранять философское спокойствие и оставаться верным своим принципам даже тогда, когда ваше чадо потратило все выданные деньги за раз на вредоносные конфеты, которые тут же и съело, и начало жаловаться на нехватку средств. В подобной ситуации необходимо объяснить, что ребенок сам несет полную и единоличную ответственность за распоряжение собственными карманными деньгами – такой подход научит ребенка не только экономности, но и принятию решений, взятию ответственности за собственный выбор.
Существует подход, что можно деньгами оплачивать работу или выполнение какого-то задания, например, уроков или дел по хозяйству. Хочется отметить, что данный подход является скорее рационализацией собственного родительского бессилия построить с ним иерархические отношения и служить для ребенка авторитетом. Многие такие родители могут аргументировать подобный подход желанием научить ребенка “ценить свой труд”, однако, если они смогут быть честными с самим собой, то поймут, что просто пытаются “купить” ребенка, не умея убедить его сделать необходимое или выполнить обязанность. Оплата труда ребенка не отрицается только разве что в том случае,если речь идет о работе исключительной, не входящей в его обзательства, и по больше части нацеленной на пользу людей косвенно или мало относящихся к узкому кругу семьи.
Многие родители спрашивают, стоит ли поощрять деньгами достижения ребенка, например, хорошие оценки? На этот ответ нет определенного мнения. Искренняя радость родителя за детский успех уже сама по себе в большинстве случаев служит для ребенка наградой! Часто детям и в голову бы не пришло просить деньги за свои достижения, и инициатива родителя в данном вопросе может оказаться не соответствующей детскому восприятию и возрасту. Возможно стоит подумать над идеей заменить денежное вознаграждение подарком или совместной прогулкой в МакДональдс? Также родители, желающему выразить свое поощрение ребенку в материальной форме, стоит задуматься, какая собственная его потребность или трудность стоит за этим. Может быть, желание компенсировать ребенку недостаток уделяемого ему внимания, чувство вины или неумение выразить свои чувства словами?..
Финансовое воспитание ребенка в семье не должно идти вместо или параллельно воспитания эмоционального, а деньги не должны становиться эквивалентом выражения чувств или средством влияния и проявления родительской власти.
1. Начинать выдавать карманные деньги можно с 5-6 лет. Желательно, выдавать их с одинаковой периодичностью (каждый день, раз в неделю, раз в 10 дней и т.д.)
2. Наказание ребёнка рублём, может вызвать желание поскорее избавить от родительского «гнёта», и уехать куда подальше.
3. Не стоит читать лекции о том, что такое правильно и неправильно потраченные деньги. Приоритета у ребёнка совсем другие, нежели у родителей. Просто наблюдайте, давайте советы, но не упрекайте ребёнка.
4. Далеко не всегда, деньги за хорошие оценки — хорошее решение для развития финансовой грамотности ребёнка.
5. И самое главное! Финансовое вознаграждение, ни в коем случае, не должно становиться заменителем эмоций родителей в адрес ребёнка. Эти процессы должны быть параллельными.
Более подробную информацию вы сможете узнать:
Антипенко, О. Денежная азбука / О. Антипенко. – Минск: ЗАО «БелКП-ПРЕСС», 2013.
Бакшт, К. Вкус жизни. Как достигать успеха, финансовой свободы и управлять своей судьбой / К. Бакшт. – СПб.: Питер, 2013.
Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – Минск: Четыре четверти, 2014.
Бойко, М. Обучение финансовой грамотности: опыт и реалии для Беларуси / М. Бойко, Ю. Хватик. // Адукатар. – 2011. – № 2. – С. 6–11.
Горяев, А. Финансовая грамота / Горяев А., Чумаченко В. – Минск: Четыре четверти, 2015. – 121 с.
Горяев, А. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2009.
Горяев, А. Финансовая грамота (для студентов и взрослых) / А. Горяев, В. Чумаченко. – М.: Российская экономическая школа, 2008.
Конаш, Д. Сохранить и приумножить. Как грамотно и с выгодой управлять сбережениями / Д. Конаш. – М.: Альпина Паблишер., 2012.
Зеленцова, А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика // А.В.Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: ЦИПСиР, 2012.
Паранич, А.В. Личный финансовый план. Инструкция по составлению / А.В. Паранич. – М.: SmartBook, И-Трейд, 2009.
Твае першыя фінансы. – Минск, Белагропромбанк, 2014.
Сакович, Ю.В. Деньги: от товарных до электронных // Образование Минщины. – 2014. – № 2. – С. 67–69.
Сакович, Ю.В. Кредит – форма доверия // Образование Минщины. – 2014. – № 3. – С. 62–64.
Сакович, Ю.В. Обязательства – основа кредитных отношений // Образование Минщины. – 2014. – № 4. – С. 48–51.
Сакович, Ю.В. Сбережения денег: возможности и способы // Образование Минщины. – 2014. – № 5. – С. 57–59.
Сакович, Ю.В. Инструменты для инвестирования // Образование Минщины. – 2014. – № 6. – С. 60–63.
Сакович, Ю.В. Дети и деньги // Образование Минщины. – 2015. – № 1. – С. 70–72.
http://fingramota.by/ – единый Интернет-портал финансовой грамотности населения Национального банка Республики Беларусь;
http://infobank.by – финансово-аналитических портал Беларуси, на котором можно найти справочную информацию о рынке банковских услуг, лизинге, страховании и др., обзоры и рейтинги банков, онлайн-калькулятор вкладов и кредитов, финансовые новости, статьи и аналитику;
http://infobank.by/3485/default.aspx – страница Детской финансовой грамоты совместного проекта Белинвестбанка и infobank.by «Дети и деньги». Цель проекта –– в простой и доступной форме рассказать о финансах и помочь сформировать правильное отношение к деньгам.
http://azbukafinansov.ru/ – универсальный портал по финансовой грамотности и управлению личными финансами.
http://www.fintraining.by/ – «Центр Финансового Образования. Беларусь», созданный с целью помочь разобраться в непростом мире финансов, инвестиций, сделать шаг на пути к финансовому благополучию. На страницах портала:
http://ecschool.hse.ru/index.html – сайт журнала «Экономика в школе»
Как часто вы слышите слово стартап? В последнее время оно стало очень популярным и одними применяется для обозначения практически любого бизнеса, а другими исключительно как описание интернет проектов.
Стартап — это только что созданная компания (возможно даже не являющаяся еще юр. лицом) находящаяся на стадии развития и строящая свой бизнес либо на основе новых инновационных идей, либо на основе только что появившихся технологий. Чаще всего, характерные особенности стартапа это нехватка финансов и непрочное, почти «партизанское» положение фирмы на рынке. А из-за того, что в США стартапы чаще всего создаются студентами, такие компании часто называют «гаражными».
Нельзя не отметить, что стартап относится к любой области рынка, а не только к IT-сфере. Наиболее современное значение и понятие стартапа — тот или иной венчурный проект.
Одной из основных причин создания, успешного развития и дальнейшего существования стартапов считают неповоротливость и медлительность крупных корпораций, которые успешно используют уже имеющиеся продукты, а разработкой и созданием новых почти не занимаются. Поэтому стартапы, благодаря своей мобильности в плане воплощения новых идей составляют конкуренцию крупным корпорациями.
Основным ресурсом для создания нового стартапа служит хорошая новаторская идея. Собственно за свежими и необычными идеями гонятся многие и часто приобретая их не жалеют крупные суммы. Сама идея, не имеющая никакого материального воплощения, а существующая только на бумаге или на словах (план стартапа), может стоить очень много. Другим фактором успешности этой идеи является ее востребованность (степень необходимости для потребителя), ведь идея может быть необычной и новой, но пользы от нее будет минимум.
Также успеху стартапов способствует молодость стартаперов (средний возраст стартапера по статистике – двадцать пять лет), их увлеченность идеей и делом, ну и конечно упорный труд (так как им нужен только успех, они трудятся по принципу: или всё – или ничего, или пан – или пропал).
Для стартапа важна хорошая команда. Конечно, начинать бизнес можно и одному, но это достаточно-таки тяжело. И вопрос здесь не только и не сколько в деньгах (для этого существуют инвесторы), как в разработке стратегии, в управлении и выходе на всевозможные рынки. Как известно, одна голова хорошо, а две лучше. Важно, чтобы один стартапер эффективно дополнял другого, то есть, имел те необходимые качества и навыки, которых нет у компаньона. Идеальное партнерство: один хорошо планирует — второй налаживает связи, один разрабатывает продукт — второй его реализует и т.п.
Стадии развития стартапов
· Стадия стартапа — Pre-startup: временной период, длящийся от момента зарождения идеи до выхода товара на рынок.
· Стадия стартапа — Pre-seed: стадия, когда уже есть идея и четкое понимание что именно надо покупателям, однако еще нет ясного представления о том, как эту идею лучше реализовывать технически и как ее следует продвигать, чтобы она приносила деньги, или же есть, но только в самом общем виде.
· Стадия стартапа – Seed: посевная стадия, на этапе которой изучается рынок, составляется план стартапа, составляется и выполняется техническое задание, создается и тестируется прототип, идет поиск первых инвесторов и подготовка к пуску проекта.
· Прототип: создание технического задания и проектировка интерфейсов.
· Работающий прототип: создание продукта или проекта с самыми основными функциями.
· Альфа-версия продукта или проекта: продукт (проект) уже готов, но еще не протестирован. В процессе опробования и испытаний, в интерфейс вносятся некоторые мелкие коррективы, которые не были учтены при разработке и создании технического задания. Начинаются вестись переговоры с первыми клиентами.
· Закрытая бета-версия продукта или проекта: продукт (проект) уже имеет вид, близкий к тому, каким его задумывали стартаперы, у проекта (продукта) появляется небольшое количество пользователей, приглашенных основателями стартапа для того, чтобы опробовать сервис и сообщить о недоработках и возможных улучшениях.
· Публичная бета-версия продукта или проекта: ведется умеренно активное привлечение пользователей, осознавших для себя необходимость в тех услугах, которые предлагает проект, либо пользователей самых любопытных, которые постоянно находятся в поиске чего-то нового. Часто публичная бета-версия происходит путем распространения ограниченного количества приглашений (инвайтов). Также заключаются договора с первыми клиентами.
· Запуск товара (проекта) в производство или использование:
· Startup стадия: решающая стадия для любого проекта – ранняя и поздняя startup стадия — стадия запуска и первоначальный период его работы.
· Стадия роста: стартап занимает на рынке устойчивое положение и уверенно движется к завоеванию ниши, которая была намечена на стадии написания бизнес-плана;
· Стадия расширения: стартап уже выполнил либо приблизился к выполнению бизнес-плана на первичном целевом рынке, и начинает увеличивать границы за счет завоевания других рынков. Расширять бизнес компания может как единолично, так и за счет покупки других предприятий.
· Стадия выхода: Под выходом в первую очередь понимается выход из бизнеса (частично либо полностью) бизнес-ангелов и венчурных инвесторов, ранее принимавших участие в финансировании стартапа. Выход может происходить через продажу фирмы стратегическим инвесторам, через размещение акций компании на бирже (выход на IPO) и через частное размещение (продажа акций предприятия фондам прямых инвестиций). Венчурные фонды финансируют перспективные стартапы которые на начальной стадии роста, как правило, всегда демонстрируют стремительный рост, а к стадии выхода рост стартапа замедляется по сравнению с предыдущими стадиями, хотя сам бизнес становится более стабильным. Также одним из вариантов «выхода» и стартаперов и инвесторов может быть прекращение бизнеса и банкротство предприятия.
6 шагов для начинающих предпринимателей
2. Стартап-школа Института бизнеса БГУ
3.Общество содействия инновационному бизнесу
4. Научно-технологический парк БНТУ Политехник
5. Стартап-школа Центр бизнес-образования БТЭУ
Что такое фишинг? Как защитить себя от фишинга?expand_more
План-конспект
Что такое фишинг? Как защитить себя от фишинга?
В настоящее время на территории Гомельской области набирает обороты популярная в России схема обмана пользователей сайтов бесплатных объявлений. Данный вид мошенничества называется «Фишинг».
Фишинг направлен на то, чтобы получить личные данные пользователей (логины, пароли, номера карт, смс-коды от банков и т.д.), а затем использовать их для кражи денег с карты или совершения других неправомерных действий.
В чём заключается фишинг?
Мошенники создают страницу, которая визуально очень похожа на страницу реально существующей компании или вовсе идентична ей. Размещают её на сайте, название которого визуально тоже очень похоже на название реальной компании и имеет лишь незначительные различия. Отправив такую ссылку пользователю, они ждут, когда
он введёт на такой странице свои данные. Как только он это сделает, данные окажутся в руках мошенников, и они смогут их использовать
по своему усмотрению.
Вот, например, как выглядит фишинговая страница, которая маскируется под Куфар. Обратите внимание, внешний вид абсолютно идентичен Куфару, выдаёт обман только адрес страницы (вместо .by указано .store):
Под каким предлогом могут выслать ссылку
на фишинговую страницу?
Вот актуальные схемы, которыми мошенники завлекают людей:
1. Фишинговая страница, которая выглядит как интернет-банк. Мошенник под видом покупателя пишет продавцу о желании приобрести товар, а также сообщает, что прямо сейчас забрать
его не может. Чтобы продавец гарантированно его оставил, предлагает перевести деньги продавцу немедленно, а для этого спрашивает, какой
у него банк и номер карты. После чего сообщает, что нужно подтвердить перевод, высылает ссылку на поддельную страницу, выглядящую как интернет-банк, где пользователю предлагается ввести свои данные для входа в интернет-банк, а затем ввести код из смс.
Если пользователь введёт свои данные, то мошенник сможет
от его имени зайти в интернет-банк и перевести деньги куда угодно.
2. Фишинговая страница, которая выглядит как Куфар. Мошенник размещает объявление о дорогостоящем товаре по привлекательной цене. Пишет в объявлении, что связь только через мессенджер (Viber, WhatsApp, Telegram), после чего получает телефоны заинтересованных пользователей в личные сообщения. Пишет им в месенджере, что готов продать товар, но так как находится в другом городе, то вышлет вещь через Куфар Доставку. После чего высылает ссылку на страницу, которая выглядит совершенно так же, как Куфар, и на которой предлагается ввести свои данные карты для оплаты за товар. Если доверчивый пользователь вводит свои данные, то мошенник
с их помощью переводит деньги с карты пользователя на свой счёт.
Как узнать, что страница настоящая?
• Адресная строка. Поищите официальный сайт компании в Гугле или Яндексе и сравните написание этого сайта с тем, которое вы видите на странице, которую вам кто-то выслал. Например, kufar.by —
это реальное название. А kufar.be, kufar.store, kufar.swf.com, kufar.aa.by названиями не являются.
• Другие элементы страницы. Они могут выглядеть
как настоящие, но на самом деле такими не являются. Например,
при нажатии на кнопку ничего не происходит; в меню ни один пункт никуда не ведёт.
• Особенности текста. Даже одна-единственная странность может указывать на то, что страница не настоящая. Например, написание “Белорус Банк” вместо “Беларусбанк”.
Как ещё можно себя обезопасить?
• Ведите переписку только на Куфаре. На Куфаре заблокирована возможность отправлять ссылки на сторонние сайты, и это сделано специально для того, чтобы оградить добросовестных покупателей
и продавцов от попыток недобросовестных пользователей увести
на мошенническую страницу. Если кто-то хочет отправить вам ссылку на объявление на Куфаре, то в личных сообщениях это можно сделать. Однако если это фишинговая страница (т.е. выглядит как Куфар,
но на самом деле Куфаром не является), то отправить ссылку на неё
в личных сообщениях не получится.
• Если нужно перевести деньги на другую карту, то пользуйтесь мобильным приложением от вашего банка, либо же самостоятельно заходите на страницу интернет-банка вашего банка, сохраните себе
её в закладки. Не переходите по ссылкам, которые вам высылают посторонние люди.
Отел по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома напоминает!
Не сообщайте никому информацию размещенную на вашей банковской платежной карте (на обеих сторонах): номер, дату, код, цифровые или буквенные коды, паспортные данные.
Профилактика наиболее распространенных видов преступлений против информационной безопасности, способы противодействия и правила личной безопасностиexpand_less
ПЛАН_КОНСПЕКТ
Тема: «Профилактика наиболее распространенных видов преступлений против информационной безопасности, способы противодействия и правила личной безопасности».
Количество пользователей сети интернет в Республике Беларусь
и их сетевая активность имеют устойчивую тенденцию роста.
Все больше граждан, начиная от молодежи и заканчивая тем, кому
за 40, пользуются Интернетом. Сегодня информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте,
железнодорожном транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономике и культуре.
Анализируя статистические данные, состояние криминогенной обстановки по направлению деятельности в сфере высоких технологий в 2019 году в сравнении с 2018 годом свидетельствует
о значительном увеличении в Республике Беларусь (в 2,2 раза;
с 4.741 до 10.539) количества зарегистрированных киберпреступлений. Следует отметить, что большинство
потерпевших от преступных посягательств в данной сфере – лица
в возрасте от 30 до 45 лет со средним достатком, 70 % из которых женщины, как правило, имеющие высшее образование, в том числе среди них имеются сотрудницы банковских учреждений.
Темпы проникновения информационных технологий
и безналичных платежей во всех сферах жизнедеятельности человека наряду с имеющей место неквалифицированностью
и неосмотрительностью определенной части пользователей являются предпосылкой возрастающего количества компьютерных инцидентов.
В законодательстве Республики Беларусь предусмотрена ответственность, в том числе уголовная за совершение противоправных деяний в сфере высоких технологий.
Уголовным кодексом предусмотрен ряд преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий. Рассмотрим их подробнее.
Статья 212. Хищение путем использования компьютерной техники.
Необходимо отметить, что ответственность за деяния, предусмотренные ст. 212, наступает с 14-летнего возраста.
Примером такого преступления может быть хищение денежных средств со счета найденной либо похищенной банковской платежной карточки (далее – БПК) с использованием банкомата, платежного терминала. В последнее время наиболее актуальны факты хищений
с использованием реквизитов карт при осуществлении
интернет-платежей, а также завладение денежными средствами, хранящимися на счетах различных электронных платежных систем
и сервисов.
Самыми распространенными схемами преступлений ст. 212 УК Республики Беларусь являются:
1) Хищение денег абонентов сотовой связи через мобильный банкинг. Схема базируется на услуге «А1-banking», предоставляющей доступ к электронному кошельку «А1-кошелек» УП «А1». Пользователям этого сервиса оператор связи предлагает 100 рублей в качестве беспроцентного кредита.
Злоумышленники просят у человека телефон, чтобы позвонить,
а на самом деле стремительно выполняют определенные манипуляции. За короткое время злоумышленники быстро подключаются к услуге
А1-banking и переводят деньги, полученные при подключении, на подконтрольный счет. После этого, как ни в чем не бывало, возвращают телефон и удаляются.
Многие даже не сразу понимают, что пострадали от ловких действий преступников. Дело в том, что не все внимательно отслеживают свои расходы на связь, особенно когда привыкли держать на балансе крупную сумму. Однако спустя какое-то время человек замечает, что у него списали чересчур много денег. Обращается
к мобильному оператору, чтобы прояснить ситуацию, и тут узнает,
что стал жертвой преступников.
Основываясь на вышеизложенной информации можно предложить следующие меры безопасности для рассмотренной ситуации:
во–первых, ни под каким предлогом не передавать телефон другим людям, даже знакомым;
во–вторых, от случайных вторжений гаджет лучше оградить, установив на него блокировку. Современные аппараты можно защитить, например, с помощью ПИН–кода, пароля, графического ключа, сканера отпечатка пальца, фейсконтроля. Если вы, все таки, стали жертвой такой махинации, то первым делом следует обратиться к своему мобильному оператору, чтобы выяснить, за что возникла задолженность, получить информацию о движении по счету. Важны время и дата активации этой услуги. Вам должны представить документ с этими сведениями. С ним надо обращаться в правоохранительные органы по месту жительства.
2) Хищение денежных средств в случаи телефонного мошенничества — вишинга.
Злоумышленники звонят клиентам белорусских банков, представляются сотрудниками службы безопасности либо просто сотрудниками банка, под тем или иным предлогом просят предоставить данные о банковской платежной карточке, паспортные данные, коды, приходящие на телефонный номер, логины и пароли
от системы дистанционного банковского обслуживания.
Как правило, в данных схемах используются
программы-анонимайзеры. В таком случае при входящем звонке клиент банка будет видеть на своем телефоне номер банка, размещенный на официальном сайте. Вместе с тем телефонный номер может подменяться не целиком, а путем изменения одной из цифр. Таким образом, клиенту сложнее визуально идентифицировать оригинальность номера банка. Для большей правдоподобности
в качестве фона звонка используют шум работающего колл-центра банка.
Один из основных сценариев обмана выглядит следующим образом: при звонке злоумышленник представляется работником банка, сообщает, что в отношении счета клиента производятся мошеннические действия. По легенде, чтобы предотвратить несанкционированный перевод либо снятие денег в банкомате, клиенту нужно предоставить информацию о банковской платежной карточке либо другие данные.
Еще один сценарий — злоумышленник звонит держателю карточки и говорит о том, что на его имя якобы оформлен кредит.
Для его отмены также нужна уточняющая информация.
В данных случаях обезопасить себя можно запомнив, что при звонке клиенту сотрудник банка всегда знает всю необходимую информацию о клиенте и его счете. Сообщать кому-либо данные
о банковской платежной карте, паспортные данные и коды, поступающие в СМС-сообщениях категорически запрещено.
Как только собеседники пытаются узнавать подобную информацию, рекомендуем завершить звонок и перезвонить на номер банка, указанный на его официальном сайте.
3) Злоумышленники выманивают деньги через «взломанные» страницы или страницы-клоны («фейковые страницы») в социальных сетях, где якобы от имени друга приходит сообщение с просьбой дать данные БПК для перевода денег. Преступники также могут притворяться покупателями интернет-площадок частных объявлений, где под маской заинтересованности они обращаются
к продавцу и говорят о намерении купить его товар в интернете. Продавцу предоставляют ссылку, перейдя по которой он вводит свои реквизиты БПК, и тем самым передает их злоумышленнику.
В дальнейшем полученные платежные реквизиты используются для хищения денежных средств.
Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации
Например – несанкционированный доступ (открытие и просмотр файлов, писем, переписки личных данных пользователя и т.п.,
в нарушение установленного законодательством порядка)
к электронной почте, учетным записям на различных сайтах,
в том числе в социальных сетях, к информации, содержащейся
на компьютере, в смартфоне и защищенной от доступа третьих лиц.
Статья 350. Модификация компьютерной информации
В качестве примера можно привести произведенные изменения компьютерной информации в системе либо сети, которые затрудняют либо исключают ее дальнейшее использование.
Статья 351. Компьютерный саботаж
Здесь мы говорим об умышленном уничтожении (удалении, приведении в непригодное состояние, шифровании) компьютерной информации либо ее блокировании (например, путем смены пароля доступа, изменении графического ключа и т.д.).
Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией
В данном случае учитываются действия, связанные
с копированием какой-либо значимой информации (в обязательном порядке не находящейся в открытом доступе, т.е. защищенной паролем, либо содержание логинов и пароле от учетных записей полученные путем их «взлома»), повлекшие причинение существенного вреда.
К примеру – копирование писем из электронной почты, личной переписки из социальных сетей, закрытых для просмотра третьими лицами.
Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств
для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети
Статья достаточно специфична и применяется при разработке, изготовлении и сбыте специальных программ и устройств, предназначенных для осуществления несанкционированных доступов. Примером может служить изготовление и сбыт средств (смарт-карт, чипов и т.п.) для неправомерного просмотра зашифрованных телевизионных каналов.
Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ
К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены лица за разработку вредоносного программного обеспечения, а также разработку и использование вирусов, например блокирующих смартфоны либо шифрующих компьютерную информацию на серверах.
Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети
Указанная статья может быть применена к лицам, имеющим доступ к компьютерным сетям (в том числе к абонентам
интернет-провайдеров) и системам, в которых хранится значимая информация, халатные действия которых привели к нарушению функционирования таких систем либо нарушению правил
их использования.
Ответственность за деяния, предусмотренные
ст.ст. 349-355, наступает с 16-летнего возраста.
Необходимо отметить, что преступность в сфере высоких технологий характеризуется высокой степенью латентности,
в результате чего реальное количество киберинцидентов существенно выше.
В 2019 году на территории Гомельской области наблюдалась отчетливая тенденция роста количества фактов совершения противоправных деяний в сети Интернет, которые выражаются, с одной стороны, во «взломе» и несанкционированном использовании учетных записей пользователей в социальных сетях, а с другой стороны
– в совершении хищений с карт-счетов граждан путем использования компьютерной техники либо мошенничества. И в обоих случаях злоумышленники пользуются излишней доверчивостью
и неосмотрительностью самих пользователей, а также их халатным подходом к обеспечению безопасного использования сети Интернет.
Сначала преступник получает несанкционированный доступ
к средству связи с потенциальным потерпевшим, обычно это учетные записи в социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники, электронные почтовые ящики, аккаунты в различных программах, предназначенных для обмена сообщениями, например Skype. Чаще всего это становится возможным ввиду небрежного отношение владельца сайта
к обеспечению сохранности конфиденциальной информации (логинов, паролей) о пользователях либо беспечности самих пользователей.
При этом такая беспечность со стороны пользователей может проявляться в:
· попадании на удочку лиц, создавших «фишинговый» (имитирующий настоящий) сайт;
· вводе логинов и паролей от своих учетных записей
в социальной сети или электронных почтовых ящиков на иных,
не имеющих отношения к функционированию указанных сервисов, сайтах;
· использовании идентичных реквизитов для авторизации
на различных ресурсах;
· использовании слишком легких паролей;
· установке непроверенного программного обеспечения, предлагаемого на различных сайтах, в том числе, когда такие приложения требуют ввод платежных реквизитов, учетных данных электронной почты или аккаунта в социальной сети;
· отсутствии на устройствах средств, позволяющих блокировать работу вредоносных программ и др.
Получив реквизиты, злоумышленник заходит в учетную запись жертвы и осуществляет рассылку контактам владельца взломанной учетной записи сообщений мошеннического характера.
Следует констатировать, что фантазия преступников безгранична, вариантов формулировок таких просьб множество, приведем некоторые примеры таких сообщений:
· «Привет, у тебя есть действующая банковская карточка? Мою заблокировали, а как раз сегодня мне должны перечислить деньги. Можно я дам реквизиты твоей карты, на нее придут деньги, потом переведешь мне, когда мою карту разблокируют. В долгу
не останусь!»;
· «Можешь дать логин и пароль от интернет-банкинга. В моем выдает какую-то ошибку, хочу проверить. Платежей делать
не буду!»
· «Привет, я сейчас нахожусь в командировке, под рукой нет банковской карты, а срочно нужно перевести деньги. Давай
мне переведут на твою карточку, а потом уже ты переведешь
мне. Отправь мне данные своей карточки, пожалуйста»;
Далее преступнику остается ждать отклика от ничего
не подозревающих собеседников и проявлять свои способности
в риторике и убеждении.
В случае, когда потерпевший отзывается на уловку преступника
и, будучи обманутым, сам осуществляет перевод средств
на предложенные реквизиты, в действиях злоумышленника усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Мошенничество»
(в зависимости от суммы похищенного максимальная ответственность может составлять как три, так и десять лет лишения свободы).
Когда имеет место предоставление потерпевшим платежных реквизитов и осуществление транзакций злоумышленником путем
их ввода на различных сайтах, поддерживающих возможность совершения платежных операций, имеет место статья 212 «Хищение путем использования компьютерной техники» (также в зависимости от суммы максимальное наказание варьируется от 3 до 12 лет лишения свободы, при этом Законом не предусмотрена минимальная сумма хищения). В данном случае под реквизитами карты необходимо понимать:
· 16-значный номер карты, срок действия, имя владельца (эти данные указаны на лицевой стороне карты), обычно 3-значный CVC-код с обратной стороны карты, код подтверждения транзакции 3D-Secure (может задаваться пользователем либо формироваться процессинговым центром и направляться на мобильный номер владельца карты посредством SMS или push-уведомления);
· логин и пароль доступа к системе дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинга), а также код подтверждения доступа с карты кодов либо динамический код, направленный на мобильный номер владельца карты посредством SMS или push-уведомления.
Наличие у третьих лиц указанной выше информации позволяет
им совершать расходные операции в сети Интернет, например перевод средств на другие карты, приобретение электронных денег, оплату товаров и услуг в пределах баланса карточки. В некоторых случаях доступ в интернет-банкинг позволяет распоряжаться депозитами клиента и оформлять заявки на получение кредитов.
Необходимо отметить, что совершение транзакций по банковским платежным карточкам самим владельцем либо нарушение правил пользования карточками, выразившееся в передаче платежных реквизитов третьим лицам, практически не оставляет шансов вернуть денежные средства с использованием действующего в Беларуси принципа нулевой ответственности пользователей банковских карточек.
Учитывая изложенные выше факты, приведем некоторые рекомендации для пользователей сети интернет, которые могут снизить вероятность совершения в отношении них противоправных деяний:
ЗАЩИТА ДАННЫХ БАНКОВСКОЙ КАРТОЧКИ
Необходимо:
+ Хранить в тайне пин-код карты
+ Прикрывать ладонью клавиатуру при вводе пин-кода
+ Оформить отдельную карту для онлайн-покупок и не держать на ней большие суммы
+ Использовать услугу «3-D Secure» и лимиты на максимальные суммы онлайн-операций
+ Скрыть CCV-код на карте (трехзначный номер на обратной стороне), предварительно сохранив его
Не рекомендуется:
– Хранить пин-код вместе с карточкой/на карточке
– Сообщать CVV-код или отправлять его фото
– Распространять свои паспортные данные (информацию личного характера, номер мобильного телефона) «логин» и «пароль» доступа
к системе «Интернет-банкинг»
– Сообщать данные, полученные в виде SMS-сообщений, сеансовые пароли, код авторизации, пароль 3-D Secure и т.д.
НАДЕЖНЫЕ ПАРОЛИ
Необходимо:
+ Создавать персональные (уникальные) пароли к разным сервисам
+ Использовать сложные пароли: минимум 10 символов, одновременно цифры, строчные и прописные символы, знаки пунктуации и другие символы
+ Доверять только проверенным менеджерам паролей
Не рекомендуется:
– Использовать повторения символов
– Хранить пароли на бумажных носителях
– Использовать в качестве пароля свой логин (имя пользователя, учетная запись, никнейм)
– Сохранять пароли автоматически в браузере
– Использовать биографическую информацию в пароле
БЕЗОПАСНЫЙ WI-FI
Необходимо:
+ Отключить общий доступ к своей WI-FI точке, даже если у вас «безлимитный» Интернет
+ Использовать надежный (см. выше) пароль для доступа к вашей WI-FI точке
+ Деактивировать автоматическое подключение своих устройств
к открытым WI-FI точкам
Не рекомендуется:
– Вводить свой логин и пароль доступа к учетной записи (странице) или системе банковского обслуживания при подключении к бесплатным (открытым) точкам WI-FI в кафе, транспорте, торговых центрах и т.д.
ПРОВЕРЕННЫЕ БРАУЗЕРЫ И САЙТЫ
Необходимо:
+ Использовать специальное программное обеспечение (антивирус, расширение для браузера), чтобы избежать посещения сомнительных сайтов
Не рекомендуется:
– Переходить по непроверенным ссылкам
– Вводить информацию на сайтах, если соединение не защищено
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
Необходимо:
+ Подключить двухфакторную аутентификацию
+ Использовать минимум 2 типа e-mail адресов: закрытый (только для привязки устройств и средств их защиты) и открытый (для переписки, подписок и т.д.)
+ Использовать СПАМ-фильтры
Не рекомендуется:
– Не реагировать на письма от неизвестного отправителя: скорее всего это спам или мошенники
– Открывать подозрительное вложение к письму: сначала позвоните отправителю, узнайте, что это за файл
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ, СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
И МЕССЕНДЖЕРОВ
Необходимо:
+ Устанавливать приложения только из PlayMarket, AppStore или из проверенных источников
+ Обращать внимание, к каким функциям гаджета приложение запрашивает доступ
+ Обмениваться сообщениями в соцсетях и мессенджерах, только полностью удостоверившись в личности собеседника, не реагируя
на сомнительные просьбы и предложения
Не рекомендуется:
– Размещать персональную и контактную информацию о себе
в открытом доступе
– Использовать указание геолокации на фото в постах
– Отвечать на обидные выражения и агрессию в социальных сетях – лучше напишите об этом администратору ресурса
– Употреблять ненормативную лексику при общении
– Устанавливать приложения с низким рейтингом и отрицательными отзывами.
К сожалению, дать рекомендации о поведении в каждом возможном случае нельзя, но в общем можно предложить пользователям в любой ситуации не терять бдительность и критическое отношение к происходящему в сети интернет.
В случае совершения в отношении Вас противоправных деяний, рекомендуем Вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.
Ваша бдительность убережет Вас и Ваших знакомых
от противоправных посягательств со стороны третьих лиц!
ОРПСВТ КМ УВД Гомельского облисполкома