Общие сведения
Школьный музей “Дети и война” открыт в 1995 году.
Профиль музея: историко-краеведческий. Музей посвящён изучению материалов о бывших малолетних узниках.
Полный адрес, телефон: Гомельская область, г. Жлобин, м-н 17, Средняя школа г. Жлобина №11, 8(02334)93276.
Материально-техническое обеспечение музея: магнитофон, телевизор.
Руководитель музея: Булгакова Ольга Евгеньевна.
Функционирование музея основывается на нормативно-правовых документах:
1.ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ
2.УЧЕТНАЯ КАРТА, ПАСПОРТ МУЗЕЯ
3.ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА НАРОДНЫЙ
4.ПОСТАНОВЛЕНИЯ
5.О МУЗЕЯХ И МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ
Музей в чемодане
Общие сведения о музее «Дети и война» государственного учреждения образования
«Средняя школа № 11 города Жлобина»
Как известно, в детские годы одним из самых значимых факторов формирования личности является стремление перенять поведение взрослых, быть на них похожими. Педагоги нашей школы, кроме того, что сами подают пример, еще целенаправленно используют в воспитательном процессе примеры других людей. Большую помощь в этом направлении оказывает школьный музей и разносторонняя экскурсионная работа.
Гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее полученные знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно решается задача – воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.
Изучить малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны, судьбы детей в эти страшные годы, помочь современным школьникам лучше узнать свой родной край, глубже понять его историю и культуру, активно включить учащихся школы во всестороннее изучение истории войны и ее последствий, развить творческие и исследовательские способности школьников — вот те задачи, которые ставит музей перед собой.
Цели и задачи:
– активизация и пропаганда краеведческой культурно-просветительной деятельности;
– создание условий для воспитания уважительного отношения к прошлому страны, чувства патриотизма, сострадания, долга перед Родиной и своим краем;
– изучение и осмысление истории в целях развития интеллектуальных, моральных и творческих способностей учащихся;
– организация исследовательской и поисковой работы.
Патриотическое воспитание в школе входит в систему образовательного процесса. Центром его является музей, который работает в нашей школе с 1995 года. Идея создания музея возникла в 1991 году. К администрации школы обратились бывшие малолетние узники фашистских концлагерей с просьбой предоставить им помещение для встреч. Педагоги школы, в свою очередь, стали инициаторами создания музея, в котором бы освещались события Великой Отечественной войны и положение детей в годы войны. В 1995 году был открыт музей «Дети и война», тогда же была открыта аллея памяти с мемориальной доской малолетним узникам, которая впоследствии заменена на валун с надписью «Аллея узников фашистских концлагерей г. Жлобина и района». Особый вклад в создание музея внесли педагоги Ковпаева Елизавета Николаевна и Сукалова Светлана Федоровна, которые были первыми руководителями музея. Особая роль в формировании фондов музея принадлежит бывшим узникам фашистских концлагерей.
Музей располагается в отдельной комнате S = 30,81 м2 на третьем этаже школы. В помещении есть одно потолочное окно. Витрины музея закрываются темной тканью после проведения экскурсии. В музее есть противопожарная сигнализация, решеток нет.
Основные разделы экспозиции:
1. Оккупационный режим
2. “Пад знакам генацыду”
3. Никогда не забудем
4.Юные патриоты Гомельщины
5. Лагеря смерти
6. Европа в беде
7. Дни освобождения
8. Это не забывается
Среди экспонатов музея наибольший интерес вызывают: копии немецкого плана по созданию концлагеря Озаричи, копия грамоты «Праведник народов мира», памятная медаль бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей и многие другие экспонаты. К наиболее ценным экспонатам музея можно отнести вооружение времен Второй мировой войны и фронтовые письма 1943-1944 годов.
Основной фонд музея – 100 экспонатов, научно-вспомогательный фонд – 201 экспонат.
Выставки, фотоэкспозиции, обзоры-витрины, уроки по истории, внеклассные мероприятия, походы по экскурсионному маршруту «По тропам войны», тематические экскурсии, конкурсы рисунков, сочинений школьников на патриотическую тему – вот далеко не полный перечень работы музея.
Совет музея занимается комплектацией материала, учетом и сохранением фондов, показом и пропагандой собранных материалов. Совет разрабатывает темы экскурсий, маршруты походов.
За период работы музея были созданы заочные мультимедийные экскурсии по памятным местам Беларуси: «Хатынь», «Озаричи», «Тростенец», «Красный Берег», «Пионеры – герои Гомельщины», «Чтобы помнить», «Улицы г. Жлобина, названные именами героев Советского Союза», «Концлагеря: Майданек, Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк», «Вооружение времен Второй мировой войны». Такие экскурсии дают возможность прикоснуться к историческому прошлому нашего народа, воспитывают чувство патриотизма и гордости за родную землю.
Одним из основных направлений деятельности музея является проведение экскурсий. В музее работают экскурсоводы и лекторская группа, состоящая из учащихся 8 – 11-х классов нашей школы.
В нашем музее разработаны экскурсии по следующим тематикам:
– обзорная;
-«Мы выжили, чтобы рассказать правду»;
– пионеры – герои Гомельщины;
– вооружение времен
Второй мировой войны;
– концлагеря Беларуси и Европы;
– воспоминания «Боль и память»;
– «Маленькие герои большой войны» и др.
В музее есть уголок с выставкой-экскурсией, посвященный одному из бывших узников концлагеря Озаричи Пархоменко Г.Г., где размещены его книги с воспоминаниями, сувениры, подаренные музею.
Также оформлен уголок с выставкой-экскурсией, посвященный жизни и деятельности бывшей узницы концлагеря Озаричи Исаевой В. И.
Экскурсии проходят интересно с учетом возрастных особенностей. Массовость экскурсий возрастает в период проведения в школе праздников 23 февраля, 11 апреля , 9 Мая и на начало учебного года.
Добрая традиция есть в школе – проведение Дня Памяти малолетних узников фашистских концлагерей 11 апреля. Для коллектива школы это одно из главных мероприятий в году. В этот день в школу приходят бывшие малолетние узники концлагерей — жители Жлобина и района. Ребята приветствуют старшее поколение концертом художественной самодеятельности, участники войны посещают классные мероприятия, где выступают перед детьми, делятся своими воспоминаниями. Никакое общение не заменит эти встречи с живыми свидетелями ужасов войны, и очень часто в глазах детей и взрослых видны слезы.
Хорошей традицией стало в этот день проводить торжественную линейку, где учащихся 5-6 классов принимают в пионеры, а повязывают галстуки сами бывшие малолетние узники. Такое запоминается ребятам навсегда.
Музей всегда поддерживает тесную взаимосвязь с общественностью города, не дает прерваться связи поколений и, в сущности, играет неоценимую роль в формировании личной гражданской позиции, нравственных качеств детей, является школой человечности в действии.
В учебном процессе роль музейной педагогики значительна. На уроках истории, классных часах, при чтении спецкурсов широкое использование материалов музея дает возможность полнее реализовать такие принципы обучения, как наглядность, доступность, связь с жизнью. Закреплению знаний учащихся помогает активное использование заочных экскурсий, организация викторин по теме урока, которые разрабатывают сами дети. Систематически проходят уроки по теме «Великая Отечественная война», классные часы.
С развитием компьютерных технологий одним из направлений работы музея стало создание мультимедийных заочных экскурсий по историческим местам Беларуси, например, видеоэкскурсия «Лагерь смерти в болоте – «Озаричи», не забыть нам тебя никогда…»
Ведется работа по созданию презентаций о событиях Великой Отечественной войны, например, «Геноцид на территории СССР», «Памятники Жлобина и района, посвященные событиям Великой Отечественной войны», а также написанию воспоминаний о наших земляках – участниках войны. Учащаяся 11 «А» класса Овсяникова Ольга написала воспоминания о своем дедушке Овсяникове Николае Семеновиче, участнике партизанского движения, командире диверсионной группы, который стал кавалером ордена Славы третьей степени. Такая работа позволяет вовлечь в исследовательскую деятельность большое количество учащихся, дать возможность раскрыть им свои способности.
Одной из форм совместной работы педагогов-организаторов и актива музея является театр – музей. Учитывая возрастные особенности детского восприятия, нам показалось наилучшим вариантом соединение наглядности и театрализации, т. к. наглядное восприятие самое впечатляющее. Таким образом, мы пытаемся эмоционально обогатить подачу информации о Великой Отечественной войне, наполнить ее яркими, запоминающимися образами, вызвать у ребят заинтересованность материалом. Такая форма работы чаще используется во время празднования Дня Победы, чествования ветеранов и малолетних узников, в день пожилых людей, на классных мероприятиях. Наиболее интересные и запомнившиеся внеклассные мероприятия, проведенные за последнее время: «Суд над фашизмом», «Против насилия», «Дети за колючей проволокой».
Продолжается работа по составлению видеоархива музея. В фонде музея для просмотра представлены следующие фильмы:
«Агентурная разведка»
«Партизанское движение»
«План Барбаросса»
«Операция Багратион»
«Блокада Ленинграда»
«Помним на века»
«Озаричи, март 1944 г.»
За время работы музей систематически принимал участие в различных конкурсах, смотрах, семинарах и становился дипломантом и призером.
В апреле 2014г. члены актива музея и учащиеся школы приняли участие в Республиканском конкурсе по Отечественной истории, который был посвящен 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Конкурс проводило Белорусское общественное объединение «Общество памяти воинов и жертв Великой Отечественной войны». Все участники конкурса получили памятные дипломы.
Учащаяся 11 «А» класса, член актива музея Иванова Вероника, стала призером Республиканского конкурса, посвященного 70-летию освобождения Республики Беларусь, написав воспоминания о своем прадедушке Батура Николае Ивановиче, участнике партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. За последние годы работа музея была отмечена следующими дипломами и грамотами:
2013 год – первое место в районном конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования в номинации «Музей в чемодане»;
2013 год – третье место в районном конкурсе на лучший экспонат для новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в рамках республиканской героико-патриотической акции учащейся молодежи «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»;
2014 год – первое место в районном творческом конкурсе на лучшую презентацию деятельности музеев, музейных комнат, уголков и центров патриотического воспитания в номинации «Школьные музеи»;
2015 год – второе место в районном этапе республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» в рамках героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»;
2015 год – диплом победителя областного этапа республиканского конкурса музеев боевой славы учреждений образования «Их подвиг мы в сердце храним»;
2016 год – второе место в районном конкурсе на лучшую презентацию деятельности музеев, музейных комнат учреждений образования;
2016 год – благодарственное письмо управления образования Брянской городской администрации за участие в открытом фестивале музеев и музейных комнат образовательных учреждений г. Брянска «Связь времен, традиций, поколений»;
2017 год – второе место в районном конкурсе «Музейная страница в интернет пространстве сайта учреждения образования».
2018 год – третье место в районном конкурсе «Наш самый интересный экспонат»
2019 год – второе место в районном этапе республиканской акции «Любим Беларусь, гордимся Беларусью, путешествуем по Беларуси»
2020 год – третье место в районном этапе областной патриотической акции «Помним… Не забудем!»
2020 год – первое место в районном этапе Республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердцах храним», номинация «Музейный образовательный проект»
Состав совета музея:
– Егорова Елена Валентиновна – учитель истории
– Карась Екатерина – учащийся 9 «Б» класса
– Кредиков Андрей – учащийся 11 «Б» класса
– Панченя София – учащаяся 11 «А» класса
– Бодрунова Виктория – учащаяся 11 «Б» класса
– Кутрубас Карина – учащаяся 9 «А» класса
– Кудимова Елена Ивановна – родители
– Карандеева Ольга Геннадьевна – родители
– Сахащик Татьяна Вячеславовна – директор школы
Разделы экспозиции:
- Оккупационный режим;
- “Пад знакам генацыду”;
- Никогда не забудем;
- Юные патриоты Гомельщины;
- Лагеря смерти;
- Европа в беде;
- Дни освобождения;
- Это не забывается.
На стендах размещены фотокопии зверств фашистов, творимых на нашей территории. В витринах находятся воспоминания узников концлагерей и в каждом воспоминании боль, горечь утраты, страх и ужас, какой им пришлось пережить. С момента создания музея, школа ежегодно проводит встречи с бывшими узниками фашистских концлагерей. Музей расскажет многим поколениям о тех страшных событиях, которые происходили на территории Республики Беларусь.
Формы работы музея “Дети и война”
Заочные экскурсии, разработанные активом музея:
– «Чтобы помнить»;
– «Пионеры-герои Гомельщины»;
– «Улицы г. Жлобина, названные именами героев Советского Союза»;
– «Хатынь»;
– «Озаричи»;
– «Тростенец»;
– «Красный Берег»;
– «Помните! Через века, через года, – помните!»
– «Концлагеря: Майданек, Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк»;
– «Вооружение времен Второй мировой войны».
Мультимедийные продукты, созданные активом музея и учащимися школы:
– Школьный музей «Дети и война»;
– Концлагеря «Озаричи», «Малый Тростенец», «Красный Берег», «Хатынь»;
– Видеоэкскурсия «Лагерь смерти в болоте – «Озаричи», не забыть нам тебя никогда…»
Выставки – экскурсии, разработанные активом музея:
– «Война, война –
Страшней не знаю слова…»
Выставка – экскурсия, посвященная жизни и деятельности Пархоменко Г. Г.
– «У мужества есть женское лицо»
Выставка – экскурсия, посвященная жизни и деятельности Исаевой В. И.
Видеоархив, собранный активом музея:
– Фильм «Агентурная разведка»
– Фильм «Партизанское движение»
– Фильм «План Барбаросса»
– Фильм «Операция Багратион»
– Фильм «Киев 1941»
– Фильм «От Днепра до Одера»
– Фильм «Курская дуга»
– Фильм «Блокада Ленинграда»
– Фильм «Битва за Москву»
– Фильм «Битва за Берлин»
– Фильм «Битва за воздух»
– Фильм «Битва за Кавказ»
– Фильм «Битва за Ржев»
– Фильм «Морские битвы»
– Фильм «Оборона Севастополя»
– Фильм «Сталинградская битва»
– Фильм «Стрелковое оружие Второй мировой войны» 2 серии
– Фильм «Помним на века»
– Подполье война внутри нас. Жлобин
– Поэма «Память». Валентина Поликанина. (часть1, часть2, часть3, часть4, часть5, часть6, часть7)
Исследовательские работы:
– «И помнить страшно и забыть нельзя…»
– «Лагерь смерти в болоте – «ОЗАРИЧИ», не забыть нам тебя никогда…»
– «Фронтовые письма»
– в рамках акции “Музей в чемодане” работа «Мы выжили, чтобы рассказать правду!»
Экскурсии для учащихся средних школ №6, №11, №12, №13
Видеоэкскурсия по музею средней школы №11 г.Жлобина (ссылка)
Видеоролик “Экскурсия по музею “Дети и война””
Достижения и дипломы
Статьи в газете. Публикации в СМИ