Общие сведения

Официальный сайт музея

Школьный музей “Дети и война” открыт в 1995 году.

Профиль музея: историко-краеведческий. Музей посвящён изучению материалов о бывших малолетних узниках. 

Полный адрес, телефон: Гомельская область, г. Жлобин, м-н 17, Средняя школа г. Жлобина №11, 8(02334)93276.

Материально-техническое обеспечение музея: магнитофон, телевизор.

Руководитель музея: Булгакова Ольга Евгеньевна.

Функционирование музея основывается на нормативно-правовых документах:

1.ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ

2.УЧЕТНАЯ КАРТА, ПАСПОРТ МУЗЕЯ

3.ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИСВОЕНИИ СТАТУСА НАРОДНЫЙ 

4.ПОСТАНОВЛЕНИЯ

5.О МУЗЕЯХ И МУЗЕЙНОМ ФОНДЕ

Музей в чемодане

Общие сведения о музее «Дети и война» государственного учреждения образования

«Средняя школа № 11 города Жлобина»

  Как известно, в детские годы одним из самых значимых факторов формирования личности является стремление перенять поведение взрослых, быть на них похожими. Педагоги нашей школы, кроме того, что сами подают пример, еще целенаправленно используют в воспитательном процессе примеры других людей. Большую помощь в этом направлении оказывает школьный музей и разносторонняя экскурсионная работа.

     Гражданственность и патриотизм, прежде всего, связываются с тем местом, где человек родился, где проходит его сознательная жизнь. Чем полнее и содержательнее полученные знания о родном крае, его людях, его прошлом и настоящем, тем более эффективно решается задача – воспитание гражданина, который уважает и почитает традиции своего народа, гордится его материальной и духовной культурой.

     Изучить малоизвестные страницы истории Великой Отечественной войны, судьбы детей в эти страшные годы, помочь современным школьникам лучше узнать свой родной край, глубже понять его историю и культуру, активно включить учащихся школы во всестороннее изучение истории войны и ее последствий, развить творческие и исследовательские способности школьников — вот те задачи, которые ставит музей перед собой.

  Цели и задачи:

– активизация и пропаганда краеведческой культурно-просветительной деятельности;

– создание условий для воспитания уважительного отношения к прошлому страны, чувства патриотизма, сострадания, долга перед Родиной и своим краем;

– изучение и осмысление истории в целях развития интеллектуальных, моральных и творческих способностей учащихся;

 – организация исследовательской и поисковой работы.

    Патриотическое воспитание в школе входит в систему образовательного процесса. Центром его является музей, который работает в нашей школе с 1995 года. Идея создания музея возникла в 1991 году. К администрации школы обратились бывшие малолетние узники фашистских концлагерей с просьбой предоставить им помещение для встреч. Педагоги школы, в свою очередь, стали инициаторами создания музея, в котором бы освещались события Великой Отечественной войны и положение детей в годы войны. В 1995 году был открыт музей «Дети и война», тогда же была открыта аллея памяти с мемориальной доской малолетним узникам, которая впоследствии заменена на валун с надписью «Аллея узников фашистских концлагерей г. Жлобина и района». Особый вклад в создание музея внесли педагоги Ковпаева Елизавета Николаевна и Сукалова Светлана Федоровна, которые были первыми руководителями музея. Особая роль в формировании фондов музея принадлежит бывшим узникам фашистских концлагерей.

  Музей располагается в отдельной комнате S = 30,81 м2 на третьем этаже школы. В помещении есть одно потолочное окно. Витрины музея закрываются темной тканью после проведения экскурсии. В музее есть противопожарная сигнализация, решеток нет.

      Основные разделы экспозиции:

1. Оккупационный режим

2. “Пад знакам генацыду”

3. Никогда не забудем

4.Юные патриоты Гомельщины

5. Лагеря смерти

6. Европа в беде

7. Дни освобождения

8. Это не забывается

 Среди экспонатов музея наибольший интерес вызывают: копии немецкого плана по созданию концлагеря Озаричи, копия грамоты «Праведник народов мира», памятная медаль бывшего малолетнего узника фашистских концлагерей и многие другие экспонаты. К наиболее ценным экспонатам музея можно отнести вооружение времен Второй мировой войны и фронтовые письма 1943-1944 годов.

Основной фонд музея – 100 экспонатов, научно-вспомогательный фонд – 201 экспонат.

 Выставки, фотоэкспозиции, обзоры-витрины, уроки по истории, внеклассные мероприятия, походы по экскурсионному маршруту «По тропам войны», тематические экскурсии, конкурсы рисунков, сочинений школьников на патриотическую тему – вот далеко не полный перечень работы музея.

   Совет музея занимается комплектацией материала, учетом и сохранением фондов, показом и пропагандой собранных материалов. Совет разрабатывает темы экскурсий, маршруты походов.

       За период работы музея были созданы   заочные мультимедийные экскурсии по памятным местам Беларуси: «Хатынь», «Озаричи», «Тростенец», «Красный Берег», «Пионеры – герои Гомельщины», «Чтобы помнить», «Улицы г. Жлобина, названные именами героев Советского Союза», «Концлагеря: Майданек, Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк», «Вооружение времен Второй мировой войны». Такие экскурсии дают возможность прикоснуться к историческому прошлому нашего народа, воспитывают чувство патриотизма и гордости за родную землю.

  Одним  из основных направлений деятельности музея является проведение экскурсий. В музее работают экскурсоводы и  лекторская группа, состоящая из учащихся 8 – 11-х классов нашей школы.

В нашем музее разработаны экскурсии по следующим тематикам:

– обзорная;

-«Мы выжили, чтобы рассказать правду»;

– пионеры – герои Гомельщины;

– вооружение времен

  Второй мировой войны;

– концлагеря Беларуси и Европы;

– воспоминания «Боль и память»;

– «Маленькие герои большой войны» и др.

   В музее есть уголок с выставкой-экскурсией, посвященный одному из бывших узников концлагеря Озаричи Пархоменко Г.Г., где размещены его книги с воспоминаниями, сувениры, подаренные музею.     

Также оформлен уголок с выставкой-экскурсией, посвященный жизни и деятельности бывшей узницы концлагеря Озаричи Исаевой В. И.

  Экскурсии проходят интересно с учетом возрастных особенностей. Массовость экскурсий возрастает в период проведения в школе праздников 23 февраля, 11 апреля , 9 Мая и на начало учебного года.   

     Добрая традиция есть в  школе – проведение Дня Памяти  малолетних узников фашистских концлагерей 11 апреля. Для  коллектива школы это одно из  главных мероприятий в году. В этот день  в школу приходят бывшие малолетние узники концлагерей — жители Жлобина и района. Ребята приветствуют старшее поколение концертом художественной самодеятельности, участники войны посещают классные мероприятия, где выступают перед детьми, делятся своими воспоминаниями. Никакое общение не заменит эти встречи с  живыми свидетелями ужасов войны, и очень часто в  глазах детей и взрослых видны слезы.

    Хорошей традицией стало в этот день проводить торжественную линейку, где учащихся 5-6 классов принимают в пионеры, а повязывают галстуки сами бывшие малолетние узники.  Такое запоминается ребятам навсегда.

    Музей всегда поддерживает тесную взаимосвязь с общественностью города,  не дает прерваться связи поколений и, в сущности, играет неоценимую роль в формировании личной гражданской позиции, нравственных качеств детей, является школой человечности в действии.

     В учебном процессе роль музейной педагогики значительна. На уроках истории, классных часах, при чтении спецкурсов широкое использование материалов музея дает возможность полнее реализовать такие принципы обучения, как наглядность, доступность, связь с жизнью. Закреплению знаний учащихся помогает активное использование заочных экскурсий, организация викторин по теме урока, которые разрабатывают сами дети. Систематически проходят уроки по теме «Великая Отечественная война», классные часы.

      С развитием компьютерных технологий одним из направлений работы музея стало создание мультимедийных заочных экскурсий по историческим местам Беларуси, например, видеоэкскурсия «Лагерь смерти в болоте – «Озаричи», не забыть нам тебя никогда…»

      Ведется работа по созданию презентаций о событиях Великой Отечественной войны, например, «Геноцид на территории СССР», «Памятники Жлобина и района, посвященные событиям Великой Отечественной войны», а также написанию воспоминаний о наших земляках – участниках войны. Учащаяся 11 «А» класса Овсяникова Ольга написала воспоминания о своем дедушке Овсяникове Николае Семеновиче, участнике партизанского движения, командире диверсионной группы, который стал кавалером ордена Славы третьей степени. Такая работа позволяет вовлечь в исследовательскую деятельность большое количество учащихся, дать возможность раскрыть им свои способности.

     Одной из форм совместной работы педагогов-организаторов и актива музея является театр – музей. Учитывая возрастные особенности детского восприятия, нам показалось наилучшим вариантом соединение наглядности и театрализации, т. к. наглядное восприятие самое впечатляющее. Таким образом, мы пытаемся эмоционально обогатить подачу информации о Великой Отечественной войне, наполнить ее яркими, запоминающимися образами, вызвать у ребят заинтересованность материалом. Такая форма работы чаще используется во время празднования Дня Победы, чествования ветеранов и малолетних узников, в день пожилых людей, на классных мероприятиях. Наиболее интересные и запомнившиеся внеклассные мероприятия, проведенные за последнее время: «Суд над фашизмом», «Против насилия», «Дети за колючей проволокой».           

     Продолжается работа по составлению видеоархива музея. В фонде музея для просмотра представлены следующие фильмы:

«Агентурная разведка»

«Партизанское движение»

«План Барбаросса»

«Операция Багратион»

«Блокада Ленинграда»

«Помним на века»  

«Озаричи, март 1944 г.»

     За время работы музей систематически принимал участие в различных конкурсах, смотрах, семинарах и становился дипломантом и призером.

В апреле 2014г. члены актива музея и учащиеся школы приняли участие в Республиканском конкурсе по Отечественной истории, который был посвящен 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Конкурс проводило Белорусское общественное объединение «Общество памяти воинов и жертв Великой Отечественной войны». Все участники конкурса получили памятные дипломы.

Учащаяся 11 «А» класса, член актива музея Иванова Вероника, стала призером Республиканского конкурса, посвященного 70-летию освобождения Республики Беларусь, написав воспоминания о своем прадедушке Батура Николае Ивановиче, участнике партизанского движения в годы Великой Отечественной войны. За последние годы работа музея была отмечена следующими дипломами и грамотами:

2013 год – первое место в районном конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования в номинации «Музей в чемодане»;

2013 год – третье место в районном конкурсе на лучший экспонат для новой экспозиции Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в рамках республиканской героико-патриотической акции учащейся молодежи «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»;  

2014 год – первое место в районном творческом конкурсе на лучшую презентацию деятельности музеев, музейных комнат, уголков и центров патриотического воспитания в номинации «Школьные музеи»;

2015 год – второе место в районном этапе республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердце храним» в рамках героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»;

2015 год – диплом победителя областного этапа республиканского конкурса музеев боевой славы учреждений образования «Их подвиг мы в сердце храним»;

2016 год – второе место в районном конкурсе на лучшую презентацию деятельности музеев, музейных комнат учреждений образования;

2016 год – благодарственное письмо управления образования Брянской городской администрации за участие в открытом фестивале музеев и музейных комнат образовательных учреждений г. Брянска «Связь времен, традиций, поколений»;

2017 год – второе место в районном конкурсе «Музейная страница в интернет пространстве сайта учреждения образования».

2018 год – третье место в районном конкурсе «Наш самый интересный экспонат»

2019 год – второе место в районном этапе республиканской акции «Любим Беларусь, гордимся Беларусью, путешествуем по Беларуси»

2020 год – третье место в районном этапе областной патриотической акции «Помним… Не забудем!»

2020 год – первое место в районном этапе Республиканского конкурса музеев боевой славы «Их подвиг мы в сердцах храним», номинация «Музейный образовательный проект»

      Состав совета музея:

– Егорова Елена Валентиновна – учитель истории

– Карась Екатерина – учащийся 9 «Б» класса

– Кредиков Андрей – учащийся 11 «Б» класса

– Панченя София – учащаяся 11 «А» класса

– Бодрунова Виктория – учащаяся 11 «Б» класса

– Кутрубас Карина – учащаяся 9 «А» класса

– Кудимова Елена Ивановна – родители

– Карандеева Ольга Геннадьевна – родители

– Сахащик Татьяна Вячеславовна – директор школы

 Разделы экспозиции:

  1. Оккупационный режим;
  2. “Пад знакам генацыду”;
  3. Никогда не забудем;
  4. Юные патриоты Гомельщины;
  5. Лагеря смерти;
  6. Европа в беде;
  7. Дни освобождения;
  8. Это не забывается.

На стендах размещены фотокопии зверств фашистов, творимых на нашей территории. В витринах находятся воспоминания узников концлагерей и в каждом воспоминании боль, горечь утраты, страх и ужас, какой им пришлось пережить. С момента создания музея, школа ежегодно проводит встречи с бывшими узниками фашистских концлагерей. Музей расскажет многим поколениям о тех страшных событиях, которые происходили на территории Республики Беларусь.

Формы работы музея “Дети и война”

Заочные экскурсии, разработанные активом музея:

   – «Чтобы помнить»;

   – «Пионеры-герои Гомельщины»;

   – «Улицы г. Жлобина, названные именами героев Советского Союза»;

   – «Хатынь»;

   – «Озаричи»;

   – «Тростенец»; 

   – «Красный Берег»;

   – «Помните! Через века, через года, – помните!» 

   – «Концлагеря: Майданек, Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк»;

   – «Вооружение времен Второй мировой войны».

Мультимедийные продукты, созданные активом музея и учащимися школы:

   – Школьный музей «Дети и война»;

   – Концлагеря «Озаричи», «Малый Тростенец», «Красный Берег», «Хатынь»;

   – Видеоэкскурсия «Лагерь смерти в болоте – «Озаричи», не забыть нам тебя никогда…» 

Выставки – экскурсии, разработанные активом музея:

     – «Война, война –

     Страшней не знаю слова…»

    Выставка – экскурсия, посвященная жизни и деятельности Пархоменко Г. Г.  

   – «У мужества есть женское лицо»

    Выставка – экскурсия, посвященная жизни и деятельности Исаевой В. И.  

Видеоархив, собранный активом музея:

   – Фильм «Агентурная разведка»

   – Фильм «Партизанское движение»

   – Фильм «План Барбаросса»

   – Фильм «Операция Багратион»

   – Фильм «Киев 1941»

   – Фильм «От Днепра до Одера»

   – Фильм «Курская дуга»

   – Фильм «Блокада Ленинграда»

   – Фильм «Битва за Москву»

   – Фильм «Битва за Берлин»

   – Фильм «Битва за воздух»

   – Фильм «Битва за Кавказ»

   – Фильм «Битва за Ржев»

   – Фильм «Морские битвы»

   – Фильм «Оборона Севастополя»

   – Фильм «Сталинградская битва»

   – Фильм «Стрелковое оружие Второй мировой войны» 2 серии

   – Фильм «Помним на века»

   – Подполье война внутри нас. Жлобин 

   – Поэма «Память». Валентина Поликанина. (часть1часть2часть3часть4часть5часть6,  часть7)

Исследовательские работы:

   – «И помнить страшно и забыть нельзя…» 

   – «Лагерь смерти в болоте – «ОЗАРИЧИ», не забыть нам тебя никогда…» 

   – «Фронтовые письма»

   – в рамках акции “Музей в чемодане” работа «Мы выжили, чтобы рассказать правду!» 

Экскурсии для учащихся средних школ №6, №11, №12, №13

Видеоэкскурсия по музею средней школы №11 г.Жлобина (ссылка)

Видеоролик “Экскурсия по музею “Дети и война””

Достижения и дипломы

Статьи в газете. Публикации в СМИ