Родительский университет на сайте национального образовательного портала
https://vospitanie.adu.by/roditelskij-universitet.html
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Государственного учреждения образования
«Средняя школа №11 г.Жлобина»
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классов,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся
V-IX классов,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся
X-XI классов
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
– формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
– формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания;
-обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
– организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Формы проведения занятий:
· традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
· дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
– повышение уровня педагогической культуры родителей;
– активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
Занятия Родительского университета проводятся один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
I. Организационное:
– формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
– разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
– создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
– презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
– организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
– консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
– научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
– расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
– на оценке родителями собственного жизненного опыта;
– на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
– на стабильном общении детей и их родителей;
– на формировании атмосферы поиска новых знаний;
– на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
– на развитии творческих способностей членов семьи;
– на умении видеть результаты развития детей;
– на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» для родителей учащихся I-IV классовexpand_less
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответствен-ные |
1 | 1-е классы | |||
11 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации.Помощь ребенку в адаптации к школе | сентябрь | вебинар | классные руководители |
12 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | ноябрь | мастер-класс | классные руководители |
13 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | январь | круглый стол | классные руководители |
14 | Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | апрель | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи |
2 | 2-е классы | |||
21 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | октябрь | вебинар | классные руководители |
22 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | декабрь | семинар-практикум | классные руководители |
23 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | февраль | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
24 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. | май | дискуссия | классные руководители |
3 | 3-е классы | |||
31 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | сентябрь | вебинар | классные руководители |
32 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | декабрь | семинар-практикум | классные руководители, педагоги-психологи |
33 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. | январь | дискуссия | классные руководители, педагоги социальные |
34 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | апрель | психологический тренинг | классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
4 | 4-е классы | |||
41 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | сентябрь | вебинар | классные руководители |
42 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | декабрь | дискуссия | классные руководители, педагоги социальные |
43 | Тема 3. Ребенок и компьютер.Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | февраль | круглый стол | классные руководители |
44 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | май | вебинар | классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся I-IV классовexpand_less
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьниковРазвитие памяти и внимания младших школьниковМотивы учения младших школьниковОтношения в семье как основа взаимопониманияПоощрение и наказание детей в семьеЛеворукий ребенок в школе | педагог-психолог, классный руководитель,педагог социальный |
2 | Воспитание вежливостиПрофилактика жестокого обращения с детьмиКак на самом деле любить своих детей?Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношенияхРоль отца в воспитании ребенкаРоль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенкаСемейные традиции ценности в воспитании детейУчение с увлечением | классный руководитель, педагог-психолог,педагог социальный |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждениеКак выявить и развить способности детей?Игра и труд в жизни детей младшего школьного возрастаИдеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителейКак помочь ребенку стать внимательнее?Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | педагог-психолог, классный руководитель,педагог социальный |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку?Как помочь ребенку правильно распределить свое время?Неуспешный ученик: причины и способы решения проблемВлияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнкаЗначение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детейОрганизация свободного времени детей в период летних каникул | педагог-психолог,педагог социальный,классный руководитель,инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА II ступень – «Мой ребенок – подросток» для родителей учащихся V-IX классовexpand_less
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответствен-ные |
1 | 5-е классы | |||
11 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе | сентябрь | вебинар | Классные руководители |
12 | Тема 2. Ребенок среди сверстниковДетский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками | ноябрь | круглый стол | Классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные |
13 | Тема 3. Ваш ребенок вырос.Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста | февраль | беседа | Классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные, |
1.4 | Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета | май | дискуссия | Классные руководители,педагоги социальные |
2 | 6-е классы | |||
21 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.Ценности семьи как основа воспитания ребенка | сентябрь | вебинар | Классные руководители |
22 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. | декабрь | семинар-практикум | Классные руководители, педагоги-психологи, |
23 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.Виртуальная реальность: возможности и опасности. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях | март | круглый стол | Классные руководители, педагоги-психологи |
24 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период | май | вебинар | Классные руководители, |
3 | 7-е классы | |||
31 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе | сентябрь | вебинар | Классные руководители |
32 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» | ноябрь | круглый стол | Классные руководители, педагоги социальные, инспектор ИДН |
33 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возрастаЖизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком | февраль | семинар-практикум | Классные руководители, педагоги социальные, педагоги-психологи |
34 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех | апрель | тренинг | Классные руководители,педагоги-психологи |
4 | 8-е классы | |||
41 | Тема 1. Жизненные цели подростков.Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей | октябрь | вебинар | Классные руководители |
42 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») | декабрь | семинар-практикум | Классные руководители, педагоги-психологи,педагоги социальные, инспектор ИДН |
43 | Тема 3. Осторожно: суицид.Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.Профилактика суицидального поведения | март | вебинар | Классные руководители педагоги-психологи, педагоги социальные |
44 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при конфликте | май | психологический тренинг | Классные руководители, педагоги-психологи, педагогисоциальные |
5 | 9-е классы | |||
51 | Тема 1. Портрет современного подростка.Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе | сентябрь | вебинар | Классные руководители |
52 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка | ноябрь | семинар-практикум | Классные руководители, педагоги-психологи |
53 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек | февраль | лекция | Классные руководители, педагоиг-психологи,педагоги социальны |
54 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников.Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Знакомство родителей с результатами диагностики склонностей подростков | апрель | вебинар | Классные руководители педагоги-психологи |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся V-IX классовexpand_less
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5 | Мой ребенок становится подросткомПсихологические особенности младших подростковРебенок в коллективе сверстниковМежличностное общение подростковОтношения в семьеКомпьютерные игры: польза или вред?Вопросы дисциплиныОтветственность родителей за воспитание детей | педагог-психолог,педагог социальный,классный руководитель, |
6 | Роль отца и матери в воспитании ребенкаКак научить учиться с удовольствием?Школьные конфликтыТрудности переходного возрастаКак предупредить употребление подростками психоактивных веществ?Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?Трудовое воспитание в семье | педагог-психолог,педагог социальный,классный руководитель,медицинский работник,инспектор по делам несовершеннолетних |
7 | Ваш любимый неидеальный ребенокПодростковый возраст: проблемы полового созреванияТрудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрастеКак помочь ребенку стать взрослым?Подростки в социальных сетях: безопасное поведениеОсобенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семьеПредотвращение отчужденности между родителями и детьмиКак услышать ребенка, пока он не стал «трудным»? | педагог-психолог,педагог социальный,классный руководитель,медицинский работник |
8 | Как научиться понимать и принимать подростка?О родительском авторитетеКонфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?Подросток в социальных сетях: что делать?Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?Домашняя работа: удовольствие или наказание?Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитанияКак сохранить репродуктивное здоровье подростка? | педагог-психолог,педагог социальный,классный руководитель,медицинский работник |
9 | Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведенияКак помочь подростку в выборе профессии?Как научить детей распоряжаться деньгами?Свободное время и его значение в формировании личности подросткаИнтернет-зависимость: пути преодоленияОрганизация свободного времени детей в период летних каникулОтветственное родительство – залог благополучия семьи | классный руководитель,педагог социальный,педагог-психолог,инспектор по делам несовершеннолетних |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» для родителей учащихся X-XI классовexpand_less
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе-ния | Форма проведе-ния | Ответствен-ные |
1 | 10-е классы | |||
11 | Тема 1. Здоровье – это жизнь.Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания.Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. | сентябрь | вебинар | Классные руководители |
12 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку | ноябрь | круглый стол | Классные руководители, педагоги-психологи, медицинский работник |
13 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.Факторы риска для репродуктивного здоровья.Отношения между юношами и девушками, любовь и сексу альные отношения. Рискован ное поведение молодежи. Незапланированная беремен- ность и аборт. Профилактика ЗППП. | февраль | беседа | Классные руководители, педагоги-психологи,педагоги социальные |
14 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассни ка дома и в школе. | апрель | круглый стол/ дискуссия/ психологический тренинг, вебинар | классный руководитель,педагог-психолог |
2 | 11-е классы | |||
21 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?Определение профессиональ ных склонностей и способностей старшеклассни ков.Приоритеты старшекласс ников в выборе профессии. | октябрь | вебинар | Классные руководители педагоги-психологи, |
2.2 | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей | декабрь | практикум | Классные руководители, педагоги-психологи, педагоги социальные, медицинский работник, |
23 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. | март | круглый стол | Классные руководители, педагоги социальные, |
24 | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?Профилактика экзаменацион ного стресса. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой. Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период | май | мастер-класс | Классные руководители, педагоги-психологи, |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ для родителей учащихся X-IX классовexpand_less
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассниковСамовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитанияЛичное ли это дело – личное счастье?Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассниковВоспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассниковКем быть и каким быть?Организация досуга старшеклассниковОсобенности здоровья и физического развития старшеклассникаРежим учебного и физического труда, личная гигиена | классный руководитель,педагог социальный,педагог-психолог,медицинский работник |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучениеНаучная организация учебного труда старшеклассниковРоль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассниковЗакон и ответственность несовершеннолетнихФормирование здорового образа жизниФизическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службеСамореализация личности | педагог-психолог,классный руководитель,педагог социальный,инспектор по делам несовершеннолетних,медицинский работник |
keyboard_arrow_left