Нормативные правовые документы по аттестации
Аттестационная комиссия
1. Жукова Н.Н.
2. Лукьяненко А.В.
3. Дробот Н.Н.
4. Логвинова Е.С.
5. Артеменко И.П.
6. Кудимова Е.И.
7. Козлова С.Н.
8. Логвиненко М.А.
9. Смеян Е.Н.
Система работы учреждения образования по проведению аттестации педагогических работников
Аттестация педагогических работников в учреждении образования предполагает определение уровня их профессиональной компетентности, совершенствование структуры управления методической работой. Эта обязательная для педагогических работников системы образования процедура призвана повышать профессиональное мастерство и развивать творческую инициативу учителей, а также способствовать росту их уровня теоретической подготовки.
Вопросы аттестации педагогических работников рассматриваются на заседаниях педагогических советов, методических объединений, методического совета, совещаниях при директоре, заместителях директора. Алгоритм организации и проведения аттестации включает несколько этапов: подготовительный, организационный, этап изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников, заключительный.
На подготовительном этапе:
– организуется взаимодействие с районным учебно-методическим кабинетом с целью планирования и проведения семинаров, консультаций, мастер-классов и т. д. по вопросам аттестации педагогических работников для аттестационных комиссий района;
– доводятся до сведения педагогического коллектива нормативные правовые основы проведения аттестации педагогических работников;
– проводится собрание коллектива (избрание аттестационной комиссии);
– распределяются обязанности между членами аттестационной комиссии;
– изучается содержание личных дел, трудовых книжек педагогических работников;
– составляется перспективный план аттестации педагогических работников;
– обновляются материалы стенда «К аттестации»;
– вопросы аттестации педагогических кадров рассматриваются на совещании при директоре, совещании при заместителях директора, заседаниях педагогического совета, методических объединений, методического
совета.
На организационном этапе:
– ведётся приём заявлений на прохождение аттестации и присвоение второй квалификационной категории, первой квалификационной категории, высшей квалификационной категории;
– проводятся консультации, собеседования с аттестуемыми педагогами;
– утверждается график прохождения аттестации;
– составляются и утверждаются индивидуальные планы-графики изучения педагогической деятельности аттестуемых педагогических работников.
На этапе изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников:
– организуется изучение профессиональной деятельности педагогических работников согласно индивидуальным планам-графикам;
– оказывается методическая помощь аттестуемым педагогам.
На заключительном этапе:
– обрабатываются и анализируются материалы, подготовленные членами аттестационной комиссии;
– оформляются аналитические справки;
– готовятся квалификационные характеристики;
– проводится заседание аттестационной комиссии;
– оформляются протоколы заседаний аттестационной комиссии;
– представляется руководителю протокол заседания аттестационной комиссии о решении, принятом в отношении педагогического работника, проходившего аттестацию, для издания приказа;
– осуществляется контроль оформления записи о прохождении аттестации в трудовых книжках аттестуемых;
– анализируется работа аттестационной комиссии за 20 /20 учебный год и определяются задачи на следующий учебный год.
В соответствии с Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 № 101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» на педагогическом совете утверждаются дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым педагогическим работникам, которые разрабатываются на основе Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».
По каждой педагогической должности дифференцированные показатели для оценки работы разрабатываются отдельно.
Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым учителям
Учитель:
-осуществляет реализацию образовательных программ общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, программ воспитания;
-в интегрированных классах осуществляет работу по обучению и воспитанию обучающихся, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом степени тяжести имеющихся у них нарушений, а также специфики преподаваемого учебного предмета;
-осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики преподаваемого учебного предмета;
-обеспечивает уровень образования обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, качественное и в полном объёме выполнение учебных планов и учебных программ;
-участвует в разработке учебно-программной документации, её корректировке;
-осуществляет планирование по учебному предмету, разрабатывает структурные элементы научно-методического обеспечения;
-в соответствии с расписанием готовит и проводит учебные занятия с использованием разнообразных педагогических форм, методов, приёмов и средств, обеспечивает воспитательную и идеологическую составляющую учебных занятий;
-проводит факультативные занятия, консультации;
-осуществляет дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний учащихся с применением дифференцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, с использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (классное руководство, организацию и выполнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.);
-содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формирует у них умения и навыки самоанализа и самооценки своей учебной деятельности;
-способствует социализации, формированию общей культуры личности обучающихся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образовательных программ;
-участвует в методической работе учреждения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения преподавания учебного предмета и образовательного процесса в целом;
-изучает индивидуальные качества обучающихся, содействует развитию их способностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению;
-соблюдает права и свободы обучающихся;
-осуществляет связь с законными представителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания;
-способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического самоуправления;
-обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования;
-осуществляет учёт успеваемости и посещаемости обучающихся;
-участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время;
соблюдает правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса;
-изучает, анализирует и использует в своей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса;
-ведёт установленную плановую и учётно-отчётную документацию;
-постоянно повышает своё педагогическое мастерство и профессиональную квалификацию.
Учитель должен знать:
-Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам функционирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обучающихся;
-образовательный стандарт по уровню образования;
-педагогику, психологию, возрастную физиологию, гигиену образовательного процесса;
-прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся;
-вопросы формирования коллективов обучающихся и управления ими;
-требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и лабораторий;
-средства обучения и их дидактические возможности;
-достижения педагогической науки и передового педагогического опыта;
-основы трудового законодательства;
-правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования к учителю: высшее (среднее специальное) образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование».
Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию учитель должен:expand_more
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее двух учебных занятий (мероприятий);
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ описание наиболее часто применяемых в своей работе форм и методов обучения (как введение (1—2 страницы) к прилагаемым практическим материалам);
2) провести одно открытое учебное занятие и одно внеклассное мероприятие.
Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию учитель должен:expand_more
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее трёх учебных занятий (мероприятий) с использованием форм и методов активного обучения или учебных занятий, связанных с освоением нового содержания образования или новых
технологий обучения;
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, предметных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ описание собственного опыта работы;
■ накопленный дидактический и раздаточный материал по предмету;
2) провести два открытых учебных занятия и одно внеклассное мероприятие с использованием инновационных технологий.
Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию учитель должен:expand_more
1) представить в аттестационную комиссию:
■ описание собственного опыта работы;
■ авторские выступления, доклады на педагогических форумах;
■ результаты мониторинга учебных достижений учащихся по предмету (по учебным четвертям или учебным годам), проверочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, предметных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);
■ результаты анкетирования учащихся;
■ разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий по теме представляемого опыта работы; накопленный дидактический и раздаточный материал по предмету;
2) провести одно открытое учебное занятие и одно мероприятие по теме опыта работы;
3) выступить с творческим отчётом.
Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым педагогам-психологам
Педагог-психолог:
-осуществляет педагогическую деятельность в части реализации программ воспитания, направленную на социальную адаптацию обучающихся, оказание им психологической помощи и оптимизацию образовательного процесса;
-проводит оценку индивидуально-психологических свойств обучающихся и других участников образовательного процесса, особенностей развития коллективов посредством психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психологических заключений и- рекомендаций;
-взаимодействует с субъектами, осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи;
-проводит совместно с педагогами социальными, учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами углублённые психодиагностические обследования обучающихся, нуждающихся в психологической помощи и поддержке;
-организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректировку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам;
-ведёт психологическое консультирование, направленное на содействие участникам образовательного процесса в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений;
-оказывает психологическую помощь в подготовке к самостоятельной жизни и труду, социализации, самосовершенствовании и самореализации личности, профориентации обучающихся, профессиональной деятельности работников;
-проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях;
-проводит психологическую профилактику, направленную на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии личности обучающихся и межличностных отношений;
-содействует созданию благоприятного психологического климата в группах и коллективах;
-оказывает помощь семье в гармонизации детско-родительских взаимоотношений, эффективном воспитании детей, решении внутрисемейных конфликтов;
-ведёт работу по распространению психологических знаний, повышению степени информированности участников образовательного процесса о возможностях психологической помощи в образовательном процессе;
-проводит научно-методическую работу с педагогическими работниками, включающую психологическое обеспечение образовательных программ, проектов, планов;
-формирует банк методов и методик оказания психологической помощи;
-участвует в апробации новых психодиагностических методик;
-повышает свою профессиональную компетентность;
-ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению.
Педагог-психолог должен знать:
-Кодекс Республики Беларусь об образовании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сферам образования и деятельности педагога-психолога, прав и свобод личности, социальной защиты обучающихся;
-общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;
-методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
-современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребёнка;
-основы трудового законодательства;
-правила охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования к педагогу-психологу: высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» по соответствующей специальности с присвоением квалификации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог» либо высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовка с присвоением квалификации «Педагог-психолог».
Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less
1) представить в аттестационную комиссию:
■ разработку не менее трёх мероприятий с учащимися, педагогами, родителями;
■ отчёт о самообразовании;
■ результаты диагностической работы с учащимися, родителями, педагогами по школе;
■ описание наиболее часто применяемых форм и методов работы;
2) провести одно открытое мероприятие.
Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less
1) представить в аттестационную комиссию:
■разработку не менее трёх мероприятий с учащимися, родителями, педагогами (коррекционных мероприятий по выявленным проблемам);
■ описание собственного опыта работы;
■ результаты диагностической работы с учащимися, родителями, педагогами по школе;
■ накопленный дидактический и раздаточный материал по диагностике;
2) провести два открытых мероприятия с использованием разнообразных психолого-педагогических техник.
Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less
1) представить в аттестационную комиссию:
■ описание собственного опыта работы;
■ авторские выступления, доклады на педагогических форумах;
■ результаты психологических исследований по выбранной тематике;
■ наглядный, дидактический, раздаточный материал;
■ разработки мероприятий, практикумов, семинаров для школьников, родителей, педагогов по теме представляемого опыта работы;
2) провести два открытых мероприятия по теме опыта работы;
3) выступить с творческим отчётом.