Нормативные правовые документы по аттестации

Аттестационная комиссия

1.    Жукова Н.Н.

2.    Лукьяненко А.В.

3.    Дробот Н.Н.

4.    Логвинова Е.С.

5.    Артеменко И.П.

6.    Кудимова Е.И.

7.    Козлова С.Н.

8.    Логвиненко М.А.

9.    Смеян Е.Н.

Система работы учреждения образования по проведению аттестации педагогических работников

Аттестация педагогических работников в учреждении образования предполагает опре­деление уровня их профессиональной компетентности, совершенствование структуры управления методической работой. Эта обязательная для педагогических работников систе­мы образования процедура призвана повышать профессиональное мастерство и развивать творческую инициативу учителей, а также способствовать росту их уровня теоретической подготовки.

Вопросы аттестации педагогических работ­ников рассматриваются на заседаниях педагогических советов, методических объеди­нений, методического совета, совещаниях при директоре, заместителях директора. Алгоритм организации и проведения аттестации включает несколько этапов: подготовительный, ор­ганизационный, этап изучения профессио­нальной деятельности аттестуемых педаго­гических работников, заключительный.

На подготовительном этапе:

– организуется взаимодействие с район­ным учебно-методическим кабинетом с це­лью планирования и проведения семинаров, консультаций, мастер-классов и т. д. по вопросам аттестации педагогических работников для аттестационных комиссий райо­на;

– доводятся до сведения педагогического коллектива нормативные правовые основы проведения аттестации педагогических ра­ботников;

– проводится собрание коллектива (из­брание аттестационной комиссии);

– распределяются обязанности между членами аттестационной комиссии;

– изучается содержание личных дел, тру­довых книжек педагогических работников;

– составляется перспективный план ат­тестации педагогических работников;

– обновляются материалы стенда «К ат­тестации»;

– вопросы аттестации педагогических кадров рассматриваются на совещании при директоре, совещании при заместителях ди­ректора, заседаниях педагогического совета, методических объединений, методического

совета.

На организационном этапе:

– ведётся приём заявлений на прохож­дение аттестации и присвоение второй ква­лификационной категории, первой квалифи­кационной категории, высшей квалифика­ционной категории;

– проводятся консультации, собеседова­ния с аттестуемыми педагогами;

– утверждается график прохождения ат­тестации;

– составляются и утверждаются индиви­дуальные планы-графики изучения педаго­гической деятельности аттестуемых педаго­гических работников.

На этапе изучения профессиональной деятельности аттестуемых педагогических работников:

– организуется изучение профессиональ­ной деятельности  педагогических  работ­ников согласно индивидуальным планам-графикам;

– оказывается методическая помощь ат­тестуемым педагогам.

На заключительном этапе:

– обрабатываются и анализируются ма­териалы, подготовленные членами аттеста­ционной комиссии;

– оформляются аналитические справки;

– готовятся квалификационные харак­теристики;

– проводится заседание аттестационной комиссии;

– оформляются протоколы заседаний ат­тестационной комиссии;

– представляется руководителю прото­кол заседания аттестационной комиссии о решении, принятом в отношении педагоги­ческого работника, проходившего аттеста­цию, для издания приказа;

– осуществляется контроль оформления записи о прохождении аттестации в трудо­вых книжках аттестуемых;

– анализируется работа аттестационной комиссии за 20     /20   учебный год и опреде­ляются задачи на следующий учебный год.

В соответствии с Постановлением Ми­нистерства образования Республики Бела­русь от 22.08.2012 № 101 «Аб зацвярджэнні Інструкцыі аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу ўстаноў вышэйшай адукацыі)» на педагогиче­ском совете утверждаются дифференцирован­ные показатели для оценки работы, предъ­являемые к аттестуемым педагогическим работникам, которые разрабатываются на основе Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих».

По каждой педагогической должности дифференцированные показатели для оцен­ки работы разрабатываются отдельно.

Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым учителям

Учитель:

-осуществляет реализацию образователь­ных программ общего среднего образова­ния, специального образования на уровне общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего об­разования для лиц с интеллектуальной не­достаточностью, программ воспитания;

-в интегрированных классах осуществля­ет работу по обучению и воспитанию обу­чающихся, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии с учётом степени тяжести имеющихся у них нарушений, а также специфики преподаваемого учебного предмета;

-осуществляет обучение и воспитание об­учающихся с учётом специфики преподавае­мого учебного предмета;

-обеспечивает уровень образования обуча­ющихся, соответствующий требованиям го­сударственного образовательного стандарта, качественное и в полном объёме выполне­ние учебных планов и учебных программ;

-участвует в разработке учебно-програм­мной документации, её корректировке;

-осуществляет планирование по учебному предмету, разрабатывает структурные эле­менты научно-методического обеспечения;

-в соответствии с расписанием готовит и проводит учебные занятия с ис­пользованием разнообразных педагогических форм, методов, приёмов и средств, обеспе­чивает воспитательную и идеологическую составляющую учебных занятий;

-проводит факультативные занятия, кон­сультации;

-осуществляет дополнительный контроль учебной деятельности учащихся (проверку знаний учащихся с применением диффе­ренцированных и индивидуальных форм, включая проверку письменных работ, с использованием современных технологий) и организационно-воспитательную работу (классное руководство, организацию и вы­полнение работы по обеспечению процесса обучения в учебных кабинетах, мастерских, лабораториях и др.);

-содействует вовлечению обучающихся в различные виды внеучебной деятельности, формирует у них умения и навыки само­анализа и самооценки своей учебной дея­тельности;

-способствует социализации, формирова­нию общей культуры личности обучающих­ся, осознанному выбору и последующему освоению ими профессиональных образова­тельных программ;

-участвует в методической работе учреж­дения образования, совершенствовании научно-методического обеспечения препода­вания учебного предмета и образовательного процесса в целом;

-изучает индивидуальные качества обу­чающихся, содействует развитию их спо­собностей и склонностей, личностному и гражданскому становлению;

-соблюдает права и свободы обучающихся;

-осуществляет связь с законными предста­вителями несовершеннолетних обучающихся по вопросам обучения и воспитания;

-способствует формированию коллектива обучающихся и развитию ученического са­моуправления;

-обеспечивает соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка учреждения образования;

-осуществляет учёт успеваемости и посе­щаемости обучающихся;

-участвует в планировании и организации воспитательной и идеологической работы с обучающимися во внеучебное время;

соблюдает правила и нормы охраны тру­да и пожарной безопасности, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся при осуществлении образовательного процесса;

-изучает, анализирует и использует в сво­ей работе передовой педагогический опыт, вносит предложения по дальнейшему совер­шенствованию образовательного процесса;

-ведёт установленную плановую и учётно-отчётную документацию;

-постоянно повышает своё педагогическое мастерство и профессиональную квалифи­кацию.

Учитель должен знать:

-Кодекс Республики Беларусь об образо­вании, иные нормативные правовые акты, другие руководящие и методические доку­менты и материалы по вопросам функцио­нирования и развития системы образования (в том числе в регионе), защиты прав обу­чающихся;

-образовательный стандарт по уровню об­разования;

-педагогику, психологию, возрастную фи­зиологию, гигиену образовательного про­цесса;

-прогрессивные технологии обучения и воспитания обучающихся;

-вопросы формирования коллективов обу­чающихся и управления ими;

-требования к оснащению и оборудова­нию учебных кабинетов и лабораторий;

-средства обучения и их дидактические возможности;

-достижения педагогической науки и пе­редового педагогического опыта;

-основы трудового законодательства;

-правила и нормы охраны труда и по­жарной безопасности.

Квалификационные требования к учите­лю: высшее (среднее специальное) образова­ние по профилям «Педагогика», «Педаго­гика. Профессиональное образование» или высшее (среднее специальное) образование и переподготовка по профилям «Педагоги­ка», «Педагогика. Профессиональное обра­зование».

Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию учитель должен:expand_more

1)   представить в аттестационную ко­миссию:

    ■  разработку не менее двух учебных за­нятий (мероприятий);

   ■  результаты мониторинга учебных до­стижений учащихся по предмету (по учеб­ным четвертям или учебным годам), про­верочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года);

     ■  результаты анкетирования учащихся;

    ■  описание наиболее часто применяемых в своей работе форм и методов обучения (как введение (1—2 страницы) к прилагае­мым практическим материалам);

2) провести одно открытое учебное за­нятие и одно внеклассное мероприятие.

Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию учитель должен:expand_more

1)   представить в аттестационную ко­миссию:

     ■  разработку не  менее трёх учебных занятий (мероприятий) с использованием форм и методов активного обучения или учебных занятий, связанных с освоением нового содержания образования или новых

технологий обучения;

   ■  результаты мониторинга учебных до­стижений учащихся по предмету (по учеб­ным четвертям или учебным годам), про­верочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, пред­метных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);

     ■ результаты анкетирования учащихся;

     ■ описание собственного опыта работы;

     ■ накопленный дидактический и разда­точный материал по предмету;

2) провести два открытых учебных за­нятия и одно внеклассное мероприятие с использованием ин­новационных технологий.

Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию учитель должен:expand_more

1)   представить в аттестационную ко­миссию:

    ■  описание собственного опыта работы;

    ■  авторские выступления, доклады на педагогических форумах;

  ■ результаты мониторинга учебных до­стижений учащихся по предмету (по учеб­ным четвертям или учебным годам), про­верочных работ по предмету (в сравнении с результатами предыдущей четверти или учебного года), побед в конкурсах, пред­метных олимпиадах и т. Д. (если таковые имеются);

     ■  результаты анкетирования учащихся;

     ■  разработки  учебных  занятий,  вне­классных мероприятий по теме представ­ляемого опыта работы; накопленный ди­дактический и раздаточный материал по предмету;

2)    провести одно открытое учебное заня­тие и одно мероприятие по теме опыта работы;

3)    выступить с творческим отчётом.

Дифференцированные показатели для оценки работы, предъявляемые к аттестуемым педагогам-психологам

Педагог-психолог:

-осуществляет педагогическую деятель­ность в части реализации программ воспи­тания, направленную на социальную адап­тацию обучающихся, оказание им психоло­гической помощи и оптимизацию образова­тельного процесса;

-проводит оценку индивидуально-психо­логических свойств обучающихся и других участников образовательного процесса, осо­бенностей развития коллективов посред­ством психолого-педагогических измерений, обработки результатов, подготовки психоло­гических заключений и- рекомендаций;

-взаимодействует с субъектами, осущест­вляющими деятельность по оказанию пси­хологической помощи;

-проводит совместно с педагогами соци­альными, учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами углублённые психодиагностические обследо­вания обучающихся, нуждающихся в пси­хологической помощи и поддержке;

-организует и проводит индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, направленную на исправление (корректи­ровку) особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психоло­гическим проблемам;

-ведёт психологическое консультирование, направленное на содействие участникам об­разовательного процесса в разрешении пси­хологических проблем личности и межлич­ностных отношений;

-оказывает психологическую помощь в подготовке к самостоятельной жизни и тру­ду, социализации, самосовершенствовании и самореализации личности, профориентации обучающихся, профессиональной деятель­ности работников;

-проводит работу по развитию способ­ностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межлич­ностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях;

-проводит психологическую профилакти­ку, направленную на своевременное пред­упреждение возможных нарушений в ста­новлении и развитии личности обучающих­ся и межличностных отношений;

-содействует созданию благоприятного психологического климата в группах и кол­лективах;

-оказывает помощь семье в гармониза­ции детско-родительских взаимоотношений, эффективном воспитании детей, решении внутрисемейных конфликтов;

-ведёт работу по распространению пси­хологических знаний, повышению степени информированности участников образова­тельного процесса о возможностях психо­логической помощи в образовательном про­цессе;

-проводит научно-методическую работу с педагогическими работниками, включаю­щую психологическое обеспечение образова­тельных программ, проектов, планов;

-формирует банк методов и методик ока­зания психологической помощи;

-участвует в апробации новых психодиаг­ностических методик;

-повышает свою профессиональную ком­петентность;

-ведёт документацию по установленной форме и использует её по назначению.

Педагог-психолог должен знать:

-Кодекс Республики Беларусь об образо­вании, иные нормативные правовые акты, инструктивно-методические документы и информационно-аналитические материалы, относящиеся к сферам образования и деятель­ности педагога-психолога, прав и свобод лич­ности, социальной защиты обучающихся;

-общую психологию, педагогическую пси­хологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, соци­альную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;

-методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

-современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики, коррекции нормального и аномального раз­вития ребёнка;

-основы трудового законодательства;

-правила охраны труда и пожарной без­опасности.

Квалификационные требования к педа­гогу-психологу: высшее образование по про­филям «Педагогика», «Педагогика. Профес­сиональное образование» по соответствую­щей специальности с присвоением квали­фикации по специальности «Психолог» или «Педагог-психолог» либо высшее образова­ние по профилям «Педагогика», «Педагоги­ка. Профессиональное образование» и пере­подготовка с присвоением квалификации «Педагог-психолог».

Для прохождения аттестации на II квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less

1) представить в аттестационную ко­миссию:

■  разработку не менее трёх мероприя­тий с учащимися, педагогами, родителями;

■  отчёт о самообразовании;

■  результаты диагностической работы с уча­щимися, родителями, педагогами по школе;

■  описание наиболее часто применяемых форм и методов работы;

2) провести одно открытое мероприятие.

Для прохождения аттестации на I квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less

1) представить в аттестационную ко­миссию:

■разработку не менее трёх мероприя­тий с учащимися, родителями, педагогами (коррекционных мероприятий по выявлен­ным проблемам);

■  описание собственного опыта работы;

■  результаты диагностической работы с учащимися, родителями, педагогами по школе;

■  накопленный дидактический и разда­точный материал по диагностике;

2) провести два открытых мероприятия с использованием разнообразных психолого-педагогических техник.

Для прохождения аттестации на высшую квалификационную категорию педагог-психолог должен:expand_less

1) представить в аттестационную ко­миссию:

■  описание собственного опыта работы;

■  авторские выступления, доклады на педагогических форумах;

■  результаты психологических исследо­ваний по выбранной тематике;

■  наглядный, дидактический, раздаточ­ный материал;

■  разработки мероприятий, практикумов, семинаров для школьников, родителей, пе­дагогов по теме представляемого опыта ра­боты;

2)      провести два открытых мероприятия по теме опыта работы;

3)      выступить с творческим отчётом.