Алгоритм деятельности классного руководителя по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.expand_less
1.Знакомство с документами ученика.
2.Знакомство с детьми на медицинском осмотре перед началом учебных занятий.
3.Проведение анкетирования среди детей и их родителей.
4.Посещение семьи учащегося в течение первой четверти, составление акта обследования ЖБУ.
5.Составление социального паспорта класса до 15 сентября.
6.Проведение тематических классных часов с обязательными инструктажами (не реже одного раза в две недели).
7.Проведение тематических родительских собраний (не реже одного раза в четверть).
8.Ежедневный контроль за посещаемостью учащегося, еженедельная сдача отчета о посещаемости социальному педагогу школы.
9.Еженедельный контроль за успеваемостью учащегося (заполнение дневников не реже одного раза в две недели), отчет об успеваемости учащихся завучу школы в конце четверти.
10.Помощь родителям в устройстве учащихся в кружки и секции ( течение 1 четверти).
11.Организация внеклассной работы с учащимися
12.Участие классного коллектива в общешкольных мероприятиях.
13.Организация дежурства по классу и по школе, проведение необходимого инструктажа.
Действия классного руководителя в ситуации, когда учащийся систематически пропускает занятия без уважительной причины:expand_less
1.Своевременно письменно информировать родителей о пропусках.
2.Посетить семью на дому.
3.Вызвать родителей в школу для беседы. Отметить в журнале воспитательной работы.
4.Если пропуски продолжаются, предоставить зам. директору по ВР докладную записку, характеристику и акт обследования ЖБУ.
Действия классного руководителя в ситуации, когда учащийся нарушает правила поведения в школе:expand_less
1.Провести беседу с учащимся.
2.Потребовать объяснительную записку.
3.Если нарушения продолжаются, пригласить для беседы родителей ребенка.
4.Посетить семью на дому.
5.Если поведение учащегося не исправляется, предоставить докладную записку зам. директору по ВР.
Действия классного руководителя в ситуации, когда учащийся нанес травму ученику школы:expand_less
1.Оказать первую медицинскую помощь пострадавшему.
2.Выяснить причину ссоры.
3.Потребовать объяснительные записки от участников инцидента.
4.Предоставить в совет по профилактике правонарушений докладную записку о случившемся.
5.Пригласить на заседание совета по профилактике правонарушений родителей виновного и пострадавшего.
Действия классного руководителя в ситуации, когда учащийся имеет неудовлетворительные оценки по предметам школьной программы:expand_less
1.Своевременно выставлять текущие оценки в дневник учащегося.
2.Требовать от учащегося подписи родителей в дневниках.
3.Приглашать родителей в школу для беседы с учителями-предметниками.
4.Если успеваемость не улучшается, посетить семью на дому с целью обследования ЖБУ учащегося.
5.Контролировать посещение учащимся консультативных часов по предметам.
6.Если успеваемость продолжает снижаться, предоставить докладную записку зам. директора по ВР.
Алгоритм совместной деятельности заместителя директора по воспитательной работе и классных руководитей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихexpand_less
1. Учет пропусков занятий.
Классным руководителям вести ежедневный учёт посещаемости. Еженедельный отчёт с цифрами, фамилиями с указанием причин, и принятых школой мер ( беседа, звонок, педсовет, учёт) предоставлять заместителю директора по воспитательной работе.
2. Учет успеваемости.
Заместитель директора по воспитательной работе:
совместно с руководителями УМО разработать методику индивидуальной работы с отстающими детьми;
на первом информационном совещании с учителями школы провести инструктаж по работе с отстающими детьми;
дать рекомендации классным руководителям по работе с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета;
3. Организация досуга.
Классным руководителям привлекать детей, склонных к правонарушениям к занятиям объединений по интересам, спортивным секциям школы и города. Вести учет посещаемости внеурочной занятости.
4. Совместная работа с ИДН.
Своевременно информировать инспектора ИДН о всех случаях противоправного поведения учащегося, о случаях возможного семейного неблагополучия.
Проводить совместные мероприятия с ИДН ( согласно графику).
5.Совместная работа с советом по профилактике безнадзорности и правонарушений учащихся.
6. Совместная работа с инспектором ИДН ОВД Жлобинского орайона.
7.Организация и контроль дежурства по школе.
8.Работа с учащимися, состоящими на профилактических учетах:
сверять списки учащихся, состоящих на профилактических учетах;
выявлять детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях, изучать условия жизни и семейного воспитания;
собирать и доводить до сведения пед. коллектива информацию о правонарушениях за летний период;
готовить отчёты на административные советы о состоянии правонарушений среди н/л в школе и системе внутри школьной безопасности;
организовать рейды по готовности семей к началу отопительного сезона;
проводить профориентационную работу с детьми и родителями;
проводить работу по трудоустройству выпускников
Алгоритм работы педагога-психолога по профилактике правонарушений учащихсяexpand_less
Мероприятие в работе педагога-психолога | Этапы работы, направления работы. | Методы, методики работы. | Форма представления результатов. | |
I | Первичный сбор данных. | 1. Психологическая диагностика представленности факторов риска. | Анкета «Мотивация».Рисуночные тесты.Тест «Семья»ЦТОСоциометрия.HAND-тест.Тест школьной тревожности.Тест Кеттелла. | Индивидуальная карта диагностического обследования. |
2. Данные от социального-педагога о социально-педагогической запущенности учащегося. | Психолого-педагогический консилиум. | Запись в индивидуальной карте учащегося. | ||
3. Данные от классного руководителя о статусе семьи и особенностях поведения учащегося в школе. | Психолого-педагогический консилиум. | Запись в индивидуальной карте учащегося. | ||
4. Информация от родителей. | Консультирование. | Запись в индивидуальной карте учащегося. | ||
II | Коррекционно-развивающая работа. | 1. Формирование группы риска по заявленной проблеме. | Организационная работа. | Список группы. |
2. Разработка плана работы с группой. | Планирование. | План дальнейшей работы. | ||
3. Проведение тренинговых занятий с учащимися. | Развивающая работа. | Журнал занятий с учащимися. | ||
4. Проведение семинаров с родителями детей, участвующих в работе. | Просветитальская деятельность. | Журнал занятий с родителями. | ||
5. Консультирование педагогов. | Консультационная работа. | Запись в журнале консультаций. | ||
III | Диагностика эффективности проведенной работы. | 1. Психологическая диагностика учащихся.. | Те же, что при первичной диагностике. | Запись в индивидуальной карте учащегося. |
2. Анализ проведенной деятельности | Аналитическая деятельность. | Аналитическая справка о результатах работы. |
Действия педагога-психолога по выяснению причин пропусков учащимися школьных занятийexpand_less
Педагог-психолог может провести первичную психодиагностическую и психокоррекционную работу в ходе визита в семью учащегося, пропускающего школьные занятия. Такая работа может проводиться по заявке администрации школы и с согласия родителей учащегося.
Посещая семью, педагог-психолог в ходе беседы выявляет установки родителей и учащихся на обучение в школе и мотивирует семью на решение проблемы пропусков уроков во взаимодействии с педагогом-психологом.
Педагог-психолог, работающий с учащимся, который пропускает уроки в школе, должен выяснить психологические причины избегания школьных занятий (провести психологическую диагностику) и составить план коррекционных мероприятий.
Методы, методики диагностики. Коррекционные мероприятия.
1.Нарушения в мотивационной сфере.
Анкета «Мотивация».
Тест «Жизненные ценности».
Тренинг «Жизненные цели».
2.Сложные отношения с классным руководителем.
Беседа.Метод незаконченных предложений.Рисуночные тесты.ЦТО.
Тренинг педагогической эффективности.
3.Проблемы в интеллектуальной сфере. Трудности в обучении.
ШТУР.Методики диагностики интеллекта.Тест школьной тревожности.
Занятия, направленные на развитие интеллектуальной сферы.
4.Проблемы в отношениях с родителями.Беседа. Тест «Рисунок семьи».
Совместный тренинг родители-дети, направленный на выработку стереотипов оптимального социального поведения. Тренинг родительской эффективности.
5.Личностные особенности.Тест Кеттелла.Рисуночные тесты.
HAND-тест.Тренинг личностного роста.Тренинг уверенности в себе.
6.Нарушены социальные контакты. Социометрия.Тренинг взаимодействия в группе.
Алгоритм деятельности педагога социального по предупреждению правонарушений и безнадзорностиexpand_less
1. На 15 сентября составить по представлению классных руководителей социальный паспорт школы, к которому приложить списки учащихся всех категорий.
2. На педсовете школы ознакомить педагогический коллектив с особенностями контингента учащихся текущего учебного года (не называя фамилий). Совместно с психологом разработать методику работы и стиль взаимоотношений с детьми и родителями разных категорий. Дать рекомендации учителям и классным руководителям.
3. В течение сентября проверить сроки постановки и ориентировочного снятия с учета учащихся (внутришкольного и ИДН). Проверить карты индивидуальной работы и подготовить документы к снятию учащихся с учета. Наметить совместно с классными руководителями и психологом планы индивидуальной работы с учащимися, остающимися на учете. (При необходимости провести контрольные посещения на дому, составить акт обследования).
4. Еженедельно по представлению классных руководителей составлять отчет для отдела образования о пропусках уроков без уважительной причины. Оказывать консультативную помощь классным руководителям в выяснении причин пропусков и возвращении детей в школу.
5. Ежемесячно по представлению классных руководителей составлять отчет для отдела образования о пропусках учебных дней без уважительной причины и правонарушениях по сообщениям, поступившим из ОВД.
6. Работа с учащимися, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа.
Профилактика преступлений среди несовершеннолетних
Профилактика преступлений среди детей, совершаемых ими или над ними, является приоритетной задачей социального направления политики государства. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними и над ними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних
Для того чтобы понимать, каким должен быть план профилактики правонарушений и преступлений, следует разобраться в том, каковы причины формирования преступности среди несовершеннолетних и постараться устранить их. К таковым условиям можно отнести:
1.Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество денег, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
2.Негативное влияние окружения со стороны, как взрослых, так и сверстников. Включает в себя проникновение в сознание несовершеннолетнего путем СМИ, личными бытовыми контактами неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
3.Отсутствие занятости ребенка.
А также на уровень детской преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, низкий уровень образовательных учреждений, отсутствие культурно-массовых мероприятий, организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики детской преступности
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности ребенка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности ребенка, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
Ранняя профилактика детской преступности
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях, это:
·выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания ребенка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица еще до того момента, как таковые сложились;
·выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
·корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
Методы профилактики преступлений на данном этапе включают в себя:
·прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей детей-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
·анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Предупреждение рецидива правонарушения, совершенного ребенком
Если же ребенок ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.
Данный уровень профилактических мер включает в себя:
·исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
·ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в школе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых уроков с приглашенными на беседу психологами, работниками детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.
Законодательство РБ в области
профилактики преступлений среди несовершеннолетних
В РБ профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 31.12.2014 г.
Согласно данным законодательным актам, в РБ определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов детей, оказавшихся в социально опасном положении.
При этом безнадзорным ребенок считается в случае, если над его поведением отсутствует контроль, в результате ненадлежащего воспитания, содержания и образования со стороны родителей или законных представителей. Беспризорным считается несовершеннолетний, который не имеет места пребывания или места жительства. А под социально опасным положением понимается обстановка, подразумевающая угрозу жизни или здоровью ребенка или не отвечающая требованиям к его содержанию, воспитанию, обучению.
Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности. Такие способы, мероприятия выявляют соответствующие причины и условия и устраняют их.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Учреждения и органы системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
Профилактика преступлений несовершеннолетних в РБ осуществляется следующими организациями:
·комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
·органами по управлению социальной защитой населения;
·органами опеки и попечительства;
·учреждениями уголовно-исполнительной системы (колонии, следственные изоляторы и т.п.);
·ОВД;
·органами по контролю над оборотом наркотических и психотропных веществ;
·органами по делам молодежи;
·органами управления здравоохранением;
·службами занятости.
Внутри каждой из перечисленных организации могут создаваться отдельные учреждения, которые должны выполнять определенные функции по профилактике и правонарушений несовершеннолетних, и их безнадзорности. Помимо способов и методов предупреждения детской преступности, установленной законодательством РБ, данными организациями отдельно прорабатывается и собственная программа профилактики преступлений, устанавливается план.
Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики
Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди детей, являются:
·предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
·защита прав и интересов ребенка;
·социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
·обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены дети.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.
Субъекты индивидуальной профилактики
К несовершеннолетним лицам, в отношении которых проводится индивидуальная профилактика преступлений, относятся:
·беспризорные и безнадзорные;
·занимающиеся попрошайничеством или бродяжничеством;
·находящиеся в соц. реабилитационных центрах, соц. приютах, специальных учебно-воспитательных центрах;
·употребляющие психотропные или наркотические, одурманивающие вещества, алкоголь;
·ранее совершившие правонарушения, за которые были привлечены к ответственности;
·ранее совершившие правонарушения, но не понесшие за них ответственность в силу возраста;
·освобожденные от уголовной ответственности в связи с амнистией или изменением обстановки;
·обвиняемые или подозреваемые в совершении уголовных преступлений;
·отбывающие наказание в воспитательных колониях;
·те, в отношении которых была установлена отсрочка исполнения приговора или отбывания наказания;
·освобожденные из специальных учреждений учебно-воспитательного характера закрытого типа или из мест уголовно-исполнительной системы, в случаях, если, находясь в них, они нарушали режим или совершали противоправные деяния. А также в ситуациях, когда после освобождения из них несовершеннолетние попали в социально опасное положение или нуждаются в реабилитации, помощи.
Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Основания проведения индивидуальной профилактики
Условиями, при наличии которых проводится индивидуальная профилактика преступлений среди несовершеннолетних, являются обстоятельства, перечисленные в предыдущей главе, если таковые зафиксированы:
·в заявлении об оказании помощи по вопросам, которые входят в компетенцию органов, занимающихся профилактикой правонарушений несовершеннолетних и безнадзорности, от ребенка или его родителей (законных представителей);
·в постановлении комиссии по делам несовершеннолетних, следователя, прокурора, начальника ОВД или органа дознания;
·в приговоре, постановлении или определении суда;
·в документах, которые являются основанием для помещения ребенка в учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности;
·в заключении по факту проведенной проверки на основании жалоб или заявлений, которое утверждено начальником органа системы профилактики правонарушений несовершеннолетних и их безнадзорности.
Права субъектов, находящихся в учреждениях по профилактике правонарушений и безнадзорности
Несовершеннолетние лица, находящиеся в учреждениях, в которых производится профилактика преступлений и правонарушений, имеют права на:
·оповещение родителей или законных представителей о помещении детей в данные организации. При этом уведомление о данном факте отправляется по месту жительства или пребывания взрослых, если таковое известно, в течение 12-ти часов с момента поступления ребенка в учреждение. Если же сведений о месте направления сообщения нет, то уведомление отправляется в течение 3-х суток в орган опеки и попечительства по последнему месту жительства несовершеннолетнего;
·получение информации о причинах и целях своего нахождения в органах системы профилактики, о своих правах и обязанностях, сведений о внутреннем распорядке соответствующего учреждения;
·обжалование решений работников рассматриваемых организаций;
·достойное, не унижающее достоинство обращение;
·телефонные звонки родственникам, переговоры, свидания с ними без ограничения в количестве;
·получение передач, посылок, писем без ограничения в количестве;
·бесплатное питание, одежду, обувь и иные предметы личного пользования, которые необходимы для сохранения здоровья и жизни детей;
·бесплатную юридическую помощь.
Виктимологическая профилактика
Вместе с тем, что несовершеннолетние лица могут совершать преступления и правонарушения, многие из них сами становятся жертвами злодеяний. В связи с этим компетентными органами разработаны специальные меры профилактики, позволяющие детям не попадать в такие ситуации. Одним из направлений в данной области является виктимологическая профилактика.
Виктимологическая профилактика преступлений – это определенная работа социальных институтов, направленная на выявление и устранение тех условий, фактов или ситуаций, которые формируют виктимное поведение. Также она нацелена на определение групп риска и конкретных людей с высокой степенью виктимности и на разработку или совершенствование уже существующих средств защиты людей от преступлений.
Виктимное поведение – это предрасположенность человека попадать в обстоятельства, которые связаны с опасностью для его здоровья или жизни, и вызванные его поведением, поступками, действиями.
Виктимологическая профилактика преступлений делится на общую и индивидуальную. Общая виктимологическая профилактика включает в себя:
·повышение правовой грамотности людей, информирование детей об их правах и обязанностях;
·выпуск и распространение специальных предостерегающих памяток, содержащих в себе информацию о том, как избежать или предотвратить нападение, отказаться от употребления алкоголя или наркотиков и т.п.;
·информирование несовершеннолетних и взрослых о повышении криминогенности населенного пункта, района;
·создание специальных центров поддержки несовершеннолетних, деятельность которых направлена на всестороннюю помощь детям (правовую, материальную, психологическую);
·постоянный контроль со стороны правоохранительных органов за потенциальными местами для совершения преступлений (пустынными территориями, подвалами и т. п.);
·наблюдение за людьми, ведущими себя подозрительно в местах массового скопления.
Индивидуальная виктимологическая профилактика же состоит из следующих мер:
·определение несовершеннолетних лиц с повышенной виктимностью;
·правка виктимности у отдельных детей с помощью нейтрализации негативных внешних факторов, изучения и коррекции внутренних особенностей ребенка, применения к несовершеннолетнему воспитательно-предупредительные мер.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц и над детьми непосредственно, в РБ осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.