Готовимся к ЦЭ
Если возникнут вопросы, напоминаем, что в Министерстве образования в будние дни с 14.00 до 18.00 работает телефонная линия 222 43 12.
Пресс-центр Министерства образования.
Будущему абитуриенту
ВНИМАНИЕ!!!
Алгоритм выбора профессии и ВУЗ
Шаг 1. Что я хочу?
Определяемся с тем, чего мы хотим от профессии: уровень зарплаты, объект
деятельности, предпочтительные операции, записываем все, начиная от графика
работы, заканчивая стилем руководства и корпоративной культурой.
Составьте список профессий, которые бы соответствовали вашим желаниям;
пусть он будет как можно больше. В случае затруднения можно обратиться к
справочникам профессий. Вы можете воспользоваться интернетом, помощью
школьного психолога или же открыть пособие для абитуриентов и посмотреть по
каким, собственно, направлениям готовят будущих специалистов.
Шаг 2. Что я могу?
Составляем очередной список: сюда включаются умения и навыки(не
забывайте включать и такие особенности, как скорость реакции или умение
говорить два часа без остановки). Никогда не знаешь, что может пригодиться!
Теперь посмотрите на обширный список ваших способностей и сопоставьте
его со списком профессий. Сделайте сооетствующие пометки там , где ваши
особенности уместны или даже предпочтительны, а где лучше подойдет другой
человек с его индивидуальностью.
Шаг 3. Что от меня надо?
Проанализируйте рынок, списки вакансий, изучите сайт министерства труда,
ознакомьтесь со специализированными статьями на данную тематику и
попробуйте ответить на два вопроса:
«В каких специалистах нуждается общество? »
«Чем я могу быть полезен?»
Далее возвращаемся к списку профессий и оцениваем, с какой
специальностью мы реально можем рассчитывать на работу.
В идеале, после этих процедур у нас остается пара смежных специальностей,
в которых мы потенциально хороши и востребованы в обществе. Если это не
совсем так, то не отчаивайтесь и переходите к шагу №4.
Шаг 4. Где меня могут этом научить?
Смотрим на все оставшиеся специальности и пытаемся понять где этому
могут научить. Здесь опять-таки можно прибегнуть к справочникам и информации
из интернета, а также к консультаци психолога. В результате у нас получается
обширный список ВУЗов; на одну специальность из списка может приходиться
несколько учебных заведений. И это хорошо! Значит вам есть из чего выбирать!
Шаг 5. Выбираем ВУЗ.
Выбирая учебное заведение, нужно обратить внимание на следующие
моменты:
1. Учебная программа: что и как долго вы будете изучать, насколько
полезен и интересен вам перечень дисциплин, достаточно ли он полный, есть ли
дисциплины по выбору и т.д.
2. Преподавательский состав: квалификация, читаемые дисциплины
и их связь с научными интересами преподавателей, педагогическая и научная
деятельность, связь с практикой. Обычно с краткой биографией преподавателей и
их деятельностью можно ознакомится на сайте университета или факультета.
3. Направления специализации: начинается ли специализация с
первого курса или у вас будет возможность определиться позже, узнав больше о
профессии, какие направления специализации есть и чем они отличаются.
4. Престижность ВУЗа: как бы то ни было, но работодатель часто
оценивает вас не по вкладышу в диплом, а по названию того заведения, которое
вы оканчивали. При этом есть организации, которые изначально сотрудничают с
определенными ВУЗами.
5. Условия приема: какие предметы необходимо сдавать, есть ли
внутренний экзамен, конкурс и проходной бал.
6. Стоимость обучения, условия снижения оплаты, стипендия:
стоимость обучения, а также стипендия в различных учебных заведениях
различны.
7. Форма обучения: дневная, вечерняя, заочная,дистанционная.
8. Студенческая жизнь: какие есть студенческие организации, чем
они занимаются. Насколько включены студенты в научно-практическую
деятельность университета и т.д.
9. Техническое оснащение и библиотека: т.е. какие ресурсы может
предоставить вам университет в образовательной деятельности.
10. Сотрудничество с другими учебными заведениями: в
частности, это вопрос о возможности обучения по обмену.
11. Дислокация: насколько вам удобно добираться до места учебы,
находится ли оно в вашем городе, если нет, то предусмотрено ли общежитие и как
легко получить в нем место.
12. Для юношей полезно будет узнать о наличии военной кафедры на
факультете.
Решаем, какие из перечисленных пунктов для нас важны, а какие мало
интересуют, и сравниваем университеты (колледжи, лицеи и институты) между
собой.
Не обязательно останавливаться на чем-то одном, предпочтительно выбрать
основной и запасные варианты.
Типичные ошибки при выборе профессии
1.Выбор профессии исходя из любимого предмета в школе.
Существует два варианта: первый – наличие любимой школьной дисциплины.
Поздравляю, у Вас есть от чего оттолкнуться, но стоит помнить, что любовь к математике
не означает, что Вы будете получать удовольствие от кропотливой работы бухгалтера с ее
финансовой ответственностью.
Второй вариант – соотносить свои способности с требованиями вступительных кампаний.
Вы не в восторге от определенной дисциплиеы, но понимаете, что сдать ее будет легче,
чем, к примеру, химию. И, отчасти, Вы правы: с «тройкой» по химии фармацевт в 99%
случаев из Вас будет неважный. Но подумайте, если Вам было легко учить историю, будет
ли так же просто сидеть в архиве и работать с большими объемами информации, которые
просто не сопоставимы со школьной программой. Или Вы думаете, что «девятка» по
литературе сделает из вас журналиста или литературного критика? Это очень
маловероятно.
2. Выбор профессии по «принципу кумира».
Здесь все просто, вы выбираете профессию, исходя из отношения к ее представителям.
Например, ваш участковый – классный парень и шутки у него отличные, но это еще не
повод идти в милицию. Сомнительно и то, что это выведет ваше чувство юмора на новый
уровень. Хотя шанс, разумеется, есть. Просто задумайтесь, насколько зависит то, что нас
привлекает в человеке от его профессии? Было ли оно получено как профессиональное
качество или существовало до того? Будете ли именно Вы так успешны в этой же
профессии без таких качеств?
Это вопрос сугубо индивидуальный. Так почему бы не выбрать то, что подходит именно
Вам, то, что будет приумножать и подчеркивать именно Ваши сильные стороны?
3. Выбор статусных и престижных профессий.
Мода на определенные профессии была всегда. Когда-то дети хотели стать космонавтами,
милиционерами и военными, а сейчас – программистами. Какие-то профессии дают
статус, какие-то бонусы, но будет ли так продолжаться ближайшие лет пять, десять, или
еще больше? Тем более надо учитывать, что безработные и посредственные
программисты встречаются достаточно часто, чаще, чем высококвалифицированные
рабочие, которые всегда нарасхват. Задумайтесь, где именно ваша ниша вне зависимости
от современных тенденций, хотя совсем уж забывать о потребностях рынка не стоит.
4. Ориентация на внешнюю строну профессии.
Часто мы видим профессии со стороны, не только в реальной жизни, но и в СМИ, в
кинематографе, в литературе. И это выглядит привлекательно, красиво: воспитатель,
преисполненный добра в окружении улыбающихся детишек, врач в лечении сложной
болезни или адвокат с блестящей речью в суде. Но за этой привлекательной картинкой
скрываетеся огромный пласт реальности: детские капризы,ревность и усталость, огромная
череда пенсионеров и ОРВИ, или месяцы работы над следственными документами.
Выбирая профессию стоит узнать о содержании трудовой деятельности как можно
больше: чем занимается специалист ежедневно, в чем состоит его рутинная работа и
какие подводные камни в ней встречаются. Это защитит вас от ошибки.
5. Игнорирование требований профессии и своих индивидуальных особенностей.
Следует всегда соотносить свои способности, привычки и интересы с тем, что необходимо
в профессии. К примеру из медленного, спокойного и маловыразительного флегматика не
выйдет хороший футбольный комментатор, а из взрывного эмоционального холерика с
отвращением к монотонной работе будет очень странный счетовод. И ведь логично будет
их поменять в профессиях, даже если тот флегматик болеет за "Динамо" лет с пяти.
Необходимо учитывать не только свои психологические качества, но и состояние
здоровья. Внимательно посмотрите требования к профессии, попробуйте воспользоваться
гуглом по запросу «профессиограма «желаемая профессия»», если это не работает, то
обратите внимание на содержание труда и оно само подскажет, какими качествами
должен обладать специалист. Затем нужно обратить внимание на себя и без лишней
скромности оценить насколько та или иная профессия Вам подходит.
6. Поступление «за компанию».
Это даже не ошибка в выборе профессии, это фактически отказ от него. Ребята, помните,
что это Ваша жизнь и Вам ее жить в том качестве, которое определяете именно Вы. И не
стоит проживать жизнь вашего одноклассника, товарища или родителя, Вы же личность с
правом выбирать, кем быть, и не стоит отказываться от этого права.
Куда пойти учиться
Куда пойти учиться
Целевая подготовка
О целевой подготовке
С 1 марта 2022 г. вступила в силу норма Кодекса Республики Беларусь об образовании в редакции Закона Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-З, о снятии территориальных ограничений в отношении местонахождения заказчиков кадров на условиях целевой подготовки (заказчиками могут быть организации, находящиеся в любых населенных пунктах, в том числе и в Минске).
Кроме того, Правилами приема лиц для получения общего высшего и специального высшего образования, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 27.01.2022 № 23, увеличено количество мест для лиц, которые поступают на условиях целевой подготовки. Количество мест для получения высшего образования на условиях целевой подготовки утверждается по специальностям учредителями учреждений высшего образования или уполномоченными ими органами по согласованию с Министерством образования, в том числе по специальностям профиля образования ˮЗдравоохранение“ – до 80 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 50 процентов), по направлению образования ˮСельское хозяйство“ – до 70 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 60 процентов), по иным специальностям – до 60 процентов от контрольных цифр приема (ранее было до 40 процентов).
Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2022 г. № 572, определено, что организации Республики Беларусь, заинтересованные в целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, осуществляют профориентационную работу и отбор граждан для получения профессионально-технического, среднего специального образования, общего или специального высшего образования на условиях целевой подготовки из числа граждан Республики Беларусь, проживающих в Республике Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, являющихся выпускниками учреждений образования Республики Беларусь.
Местные исполнительные и распорядительные органы оказывают содействие заказчикам в проведении в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования профориентационной работы и отборе граждан для получения профессионально-технического, среднего специального образования, общего или специального высшего образования на условиях целевой подготовки.
С 2022 года в соответствии с новым Кодексом Республики Беларусь об образовании, договор на целевую подготовку кадров может заключить любая организация-заказчик вне зависимости от ее территориального местонахождения. Получить целевое направление могут все абитуриенты, независимо от их места проживания.
Согласно п.2 «Положения о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих»: «Заказчики, заинтересованные в целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, ежегодно подают заявки по форме согласно приложению 1. Заявки на целевую подготовку рабочих и служащих с профессионально-техническим образованием подаются заказчиками в республиканские органы государственного управления или местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых находятся учреждения образования, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования, до 1 мая. Заявки на целевую подготовку специалистов и рабочих со средним специальным образованием подаются заказчиками в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых они находятся, до 1 января, а по педагогическим специальностям – до 25 апреля. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, заинтересованные в целевой подготовке специалистов и рабочих со средним специальным образованием, до 1 февраля, а по педагогическим специальностям – до 25 мая представляют обобщенные заявки в республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, в подчинении которых находятся учреждения образования, осуществляющие подготовку соответствующих специалистов и рабочих».
Для получения целевого направления, абитуриенту следует обратиться к потенциальному нанимателю и заключить с ним договор для получения соответствующей специальности на условиях целевой подготовки специалиста, составленный по установленной форме в трех экземплярах и подписанный абитуриентом и организацией, имеющей потребность в подготовке специалиста (п.9 Правил приема лиц для получения высшего образования I ступени).С несовершеннолетними абитуриентами договор на целевую подготовку оформляется в присутствии одного из родителей (попечителей) и при наличии документов, удостоверяющих личность родителей (попечителей).
Репетиционное тестирование
С подробной информацией о проведении репетиционного тестирования можно ознакомиться на сайте Республиканского института контроля знаний
Централизованное тестирование
С подробной информацией о проведении централизованного тестирования можно ознакомиться на сайте Республиканского института контроля знаний
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся
Профориентация
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательных мероприятий, направленных на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Важнейшая задача профессиональной ориентации молодежи – способствовать своевременному, свободному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.
Профессиональная ориентация включает следующие составляющие:
1. Профессиональную информацию – предоставление молодежи сведений о различных профессиях, о правилах выбора профессии, формах и способах получения той или иной специальности, об условиях труда и перспективах профессионального роста, о состоянии рынка труда.
2. Профессиональное воспитание включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников, без которых невозможно психологически подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно предполагает вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания.
3. Профессиональную консультацию, которая основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств и призвана дать научно обоснованные рекомендации молодежи по вопросам выбора профессии. В ходе профориентационных консультаций молодежь узнает о путях трудоустройства, требованиях нанимателей к специалистам, возможностях получения профессионального образования, о системе оплаты труда, перспективах развития отрасли.
4. Профессиональную диагностику, которая занимается изучением личности, ее психологических и физиологических особенностей, изучением процесса формирования потребностей и интересов.
5. Профессиональный отбор, в процессе которого определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
6. Профессиональную адаптацию, которая способствует профессиональному становлению рабочего, формирует у него соответствующие социальные и профессиональные качества, дает возможность творчески развиваться, стремиться к профессиональному росту.
7. Трудоустройство, которым занимаются учебные заведения (ПТУЗ, ССУЗ, ВУЗ), служба занятости, предприятия.
«Классические» университеты
- Белорусский государственный университет — http://www.bsu.by
- Барановичский государственный университет — http://www.barsu.by
- Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина — http://www.brsu.brest.by
- Витебский государственный университет им. П. М. Машерова — http://www.vsu.by
- Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины — http://www.gsu.unibel.by
- Гродненский государственный университет им. Янки Купалы — http://www.grsu.by
- Могилёвский государственный университет им. А. А. Кулешова — http://msu.mogilev.by
- Полесский государственный университет (Пинск) — http://www.psunbrb.by
- Полоцкий государственный университет (Новополоцк) — http://www.psu.by
ВУЗы в сфере управления
- Академия управления при Президенте Республики Беларусь (Минск) — http://www.pac.by
- (негос.) Институт парламентаризма и предпринимательства (Минск) — http://www.ipp.by
- (негос.) Институт управления и предпринимательства (Минск) — http://imb.by
- (негос.) Минский институт управления — http://www.miu.by
ВУЗы МВД, Министерства обороны и МЧС
- Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Минск) — http://academy.mia.by
- Военная академия Республики Беларусь (Минск) — http://www.mod.mil.by
- Гомельский инженерный институт МЧС Республики Беларусь — http://www.gvkiu.gomel.by
- Командно-инженерный институт МЧС Республики Беларусь (Минск) — http://kii.gov.by
Технические и технологические ВУЗы
- Белорусский государственный технологический университет (Минск) — http://www.bstu.unibel.by
- Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (Минск) — http://www.bsuir.by
- Белорусский национальный технический университет (Минск) — http://www.bntu.by
- Белорусско-Российский университет (Могилев) — http://www.bru.mogilev.by
- Брестский государственный технический университет — http://www.bstu.by
- Витебский государственный технологический университет — http://www.vstu.vitebsk.by
- Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого — http://www.gstu.gomel.by
- Могилёвский государственный университет продовольствия — http://www.mgup.mogilev.by
Экономические ВУЗы
- Белорусский государственный экономический университет (Минск) — http://www.bseu.by
- (негос.) Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации (Гомель) —http://www.bteu.by
- (негос.) Институт предпринимательской деятельности (Минск) — http://www.uoipd.org
- (негос.) Международный гуманитарно-экономический институт (Минск) — http://www.mgei.org
Медицинские ВУЗы
- Белорусский государственный медицинский университет (Минск) — http://www.bsmu.by
- Витебский государственный медицинский университет — http://www.vgmu.vitebsk.by
- Гомельский государственный медицинский университет — http://www.medinstitut.gomel.by
- Гродненский государственный медицинский университет — http://www.grsmu.by
Аграрные ВУЗы
- Белорусская государственная сельскохозяйственная академия (Горки) — http://www.baa.by
- Белорусский государственный аграрный технический университет (Минск) — http://www.batu.edu.by
- Гродненский государственный аграрный университет — http://www.uni-agro.grodno.by
Художественные ВУЗы и университеты культуры
- Белорусская государственная академия искусств (Минск) — http://www.belam.by.com
- Белорусская государственная академия музыки (Минск) – http://www.bgam.edu.by
- Белорусский государственный университет культуры и искусств (Минск) — http://www.buk.by
Педагогические ВУЗы
- Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка (Минск) — http://new.bspu.unibel.by
- Мозырский государственный педагогический университет им. И.П.Шамякина – http://mspu.by
Узкопрофильные ВУЗы
- Белорусский государственный университет транспорта (Гомель) — http://www.belsut.gomel.by
- Белорусский государственный университет физической культуры (Минск) — http://www.sportedu.by
- (негос.) Белорусский институт правоведения (Минск) — http://www.bip-ip.info
- Витебская государственная академия ветеринарной медицины — http://www.vsavm.by
- (негос.) Институт современных знаний им. А. М. Широкова (Минск) — http://www.isz.minsk.by
- Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова (Минск) — http://www.iseu.by
- (негос.) Международный институт трудовых и социальных отношений (Минск) — http://www.mitso.by
- Минский государственный лингвистический университет — http://mslu.by
Высшие колледжи
- Высший государственный колледж связи (Минск) — http://vks.belpak.by
- Минский государственный высший авиационный колледж — http://mgvak.niks.by
- Минский государственный высший радиотехнический колледж — http://www.college.unibel.by
Советы психолога
Экзамены — выпускные в школе, вступительные, централизованное тестирование — это всегда неизбежный и всегда очень сложный период в жизни старшеклассников. Одни испытывают лишь легкое волнение и идут на экзамен, уверенные в успехе. У других предстоящие испытания вызывают чувство тревоги или даже страх. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.
Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека. Человек либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность становится хаотичной. В состоянии экзаменационной тревожности и стресса наблюдается:
– нарушение ориентации, понижение точности движений;
– снижение контрольных функций;
– обострение оборонительных реакций;
– понижение волевых функций.
Все это, конечно же, не способствует продуктивной подготовке к испытаниям и очень мешает во время экзаменов.
Как в этот непростой период сохранить работоспособность, уверенность в себе, как поддержать хорошую физическую и психологическую форму?
Надеемся, что наши советы помогут вам снизить экзаменационные страхи, стать более внимательными и организованными и, следовательно, успешно сдать экзамены, набрать высокий балл на централизованном тестировании и поступить в то учебное заведение, о котором мечтали.
Во-первых, способствовать успешной подготовке к экзаменам будет правильно организованный режим дня.
Планируя свой рабочий день, необходимо учитывать особенности своего организма, например, кто вы — «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого максимально загрузить наиболее продуктивное время учебой. Но помните, что после 2–3 часов работы обязательно надо делать перерыв на 30–40 минут. Полезно это время потратить на занятия спортом, погулять на свежем воздухе. Известно, что чередование умственной и физической нагрузки — это профилактика усталости. Очень важен и полноценный сон. Он должен быть не менее 8 часов. Можно также позволить себе поспать и днем, час–полтора — не более.
Поддерживать работоспособность на должном уровне вам помогут следующие правила:
1. Чередование умственного и физического труда.
2. Выполнение физических упражнений, среди которых предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т. к. это способствует притоку крови к клеткам мозга.
Выполнение несложной зарядки для глаз через каждые 20–30 минут занятий. Чтобы глаза отдохнули, выполните два любых упражнения:
– посмотрите попеременно вверх–вниз (25 секунд), влево–вправо (15 секунд);
– напишите глазами свое имя, отчество, фамилию;
– попеременно фиксируйте взгляд на удаленном предмете (20 секунд), потом на листе бумаги перед собой (20 секунд);
– нарисуйте квадрат, треугольник — сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.
3. Минимум телевизионных передач!
Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам.
Правило I. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас. Определите для себя конкретную задачу на каждый день, т. е., что именно сегодня надо изучить.
Правило II. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место. Распределите на рабочем столе все необходимые принадлежности в удобном для вас порядке.
Правило III. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.
Правило IV. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
Правило V. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Правило VI. Читая учебник, выделяйте главные мысли. Научитесь составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос. Повторяйте материал по вопросам.
Правило VII. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т. к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: Это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Правило VIII. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое-то время “отключились”, заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Правило IX. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.
Работая над учебным материалом, учитывайте основные закономерности запоминания:
1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
2. При одинаковых усилиях количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
4. Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.
5. Если работаете с двумя материалами — большим и поменьше, разумно начинать с большего.
6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.
Методы саморегуляции в условиях стресса.
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.
Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.
Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, “жареный петух клюнет”, а заранее, пока для этого нет необходимости.
Упражнения.
1. Сидите спокойно примерно две минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте обойти мысленно всю комнату (вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела – от головы до пяток и обратно.
2. Внимательно следите за дыханием, дышите через нос. Сосредоточьтесь на своем спокойном дыхании в течение 1 – 2 минут (как бы “уставившись” в одну точку). Постарайтесь не думать ни о чем другом.
3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите три раза.
4. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание – грудные мышцы напряжены. Почувствуйте это напряжение, а затем сделайте резкий выдох, расслабьте грудную клетку, повторите три раза.
5. Слегка приподнимите обе руки, растопырив пальцы как можно шире – как будто играете на пианино, старайтесь охватить как можно большее количество клавиш. Фиксируйте это положение пальцев в течение нескольких секунд, стараясь почувствовать напряжение. Затем расслабьтесь, руки свободно опустите на колени. Повторите три раза.
Накануне экзамена
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, “страшными мыслями”. Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и отвечаете на все вопросы.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе.
По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
Во время экзамена
1. Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, но легче для вас.
2. Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой.
3. Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты.
4. Вашу работу будет легко читать и проверять, если почерк четкий и понятный. Напротив, написанное неразборчивым почерком может быть расценено как ошибка.
5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки.
7. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
8. Следите за временем.
9. Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель – вопросы повторяются.
Рекомендации родителям
Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЦТ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка или пытаться поддержать на расстоянии.
Именно родители могут помочь своему девятикласснику или одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзаменам и централизованному тестрованию. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.
Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки — на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые — в часы спада.
Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов истории, английского языка или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы задавайте вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 5 часов (как на реальном экзамене), усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?
Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости — лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), поскольку нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Соблюдение режима, гигиены – одно из условий успешной подготовки к экзаменам.
Не забывайте о полноценном питании. Оно должно быть разнообразным, богатым витаминами и калорийным. Включите в меню рыбу, мясо, молочные продукты, грецкие орехи, овощи, фрукты, шоколад. Однако непосредственно перед экзаменом еда должна быть легкой.
Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык “неспособный” на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто сдают экзамены по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.
Что должен знать учитель
Причины плохого усвоения знаний, неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся (свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности).
Подросток со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными сторонами подростков со слабой нервной системой являются:
- склонность к планированию и любовь к последовательности при выполнении любого вида деятельности;
- успешность в составлении различных письменных планов для управления своей деятельностью и деятельностью других людей;
- склонность к систематизации знаний, что обеспечивает им большую глубину усвоения;
- предпочтение внешних опор и различных схем, поэтому они не только умеют ими пользоваться, но и обнаруживают существенное преимущество при их составлении.
Учебная деятельность включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждение и торможение) .
Инертный подросток склонен тщательно, кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных условиях, где время неограниченно, будет не хуже результата, полученного подвижным школьником. Степенность и неторопливость позволяет ему:
- дольше выполнять однообразную и неинтересную работу, что труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее и увлекательное;
- долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, не смотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность;
- быть более усидчивым и внимательным, дольше слушать объяснения учителя;
- более устойчиво закреплять усвоенный материал;
- глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.
Волнение ребенка выпускного класса выражается по-разному: от истерик, до демонстрации “сверхспокойствия” и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые стараются помочь подростку в зависимости от наблюдаемого поведения также в “широком диапазоне”: от обвинений в бездействии и призывов больше времени уделять учебе, до заклинаний: “Ну что ты так волнуешься? Отметка не имеет значения!”
Эти “традиционные” способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а подростку помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя подростка в ощущении своей “исключительной тревожности”.
Так все же, как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?
Рассмотрим вопрос о поисковой активности на конкретном примере экзаменационного стресса. У тех учащихся, для которых результаты экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги: повышается артериальное давление; усиливается потоотделение.
Вместе с тем поведение учащихся бывает разным:
- одни ребята сосредоточенно дочитывают те разделы учебника, в усвоении которых не вполне уверены, словом приходят в состояние повышенной мобилизации и готовности к экзаменам;
- другие, напротив суетливо листают учебник, т. к. не в состоянии сосредоточиться на одном разделе; со страхом прислушиваются к рассказам тех, кто уже сдал экзамен, и убеждают себя, что не могут ответить ни на один из заданных вопросов – короче говоря, находятся в паническом состоянии и деятельность их полностью дезорганизована.
Эти две формы поведения отражают степень эмоциональной напряженности. Есть дети, которые берут билет, в первый момент часто не могут понять и даже прочитать вопроса. В дальнейшем их поведение может быть различным в зависимости от уровня подготовки; если они убеждаются, что помнят материал, им удается постепенно успокоиться и ответить. Однако подлинной уверенности в себе они так и не обретают: нередко достаточно экзаменатору задать даже не очень сложный вопрос, и они теряются, сбиваются с мысли. Они уходят с экзамена выжатые как лимон, с единственным желанием отоспаться (независимо от того, как они спали в ночь перед экзаменом). Если же вопросы (или 1 из них) кажутся учащемуся незнакомыми, то тут нередко наступает полная катастрофа – они внезапно обнаруживают, что забыли даже то, что знали.
Напротив, те учащиеся, которые мобилизуются перед экзаменом, даже столкнувшись с трудными вопросами, проявляют изобретательность и находчивость, у них внезапно всплывают в памяти знания, о которых они даже не подозревали. Убедившись, что ему хотят поставить оценку ниже той, на которую он претендует, такой ученик обязательно попросит задать ему дополнительные вопросы.
У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки). Не назначайте дополнительные занятия слишком рано или слишком поздно.
Нужно учитывать и специфику предметов, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.
О правилах приема лиц для получения высшего и среднего специального образования
Стресс перед экзаменом. Как с этим справиться
Стресс перед экзаменом. Как с этим справиться?
В литературе много пишут о причинах возникновения стрессов. Это чувство вины, утрата ценностей, ненависть к учебе и т. д.
Многие ненавидят школу, которая становится серьезным стрессогенным фактором. Что делать? Выход следующий: менять стиль жизни, меняться самим?
Хочется привести слова Уолтера Рассела: «Если делать то, что вы ненавидите, из-за ненависти в организме начинают вырабатываться разрушительные токсины, и в результате этого вы начинаете страдать от хронического переутомления или заболеваете. Вам нужно любить все, что вы делаете. Или, иначе делайте то, что можете делать с любовью». Так гласит древняя восточная мудрость. Делайте все с радостью, делайте все самым лучшим из известных вам способов. Любовь к учебе, урокам, которые вам придется выполнять, пополнит запас физических и душевных сил, спасет от утомления, от болезни, известной под названием «скука».
Необходимо обратить внимание на состояние своего физического и психического здоровья. Физиологические признаки стресса: бессонница, головные боли, сердцебиение, боли в спине, в желудке, в сердце, несварение желудка, спазмы. Психологическими признаками стресса являются рассеянность,расстройство памяти, тревожность, плаксивость, излишнее беспокойство, беспричинные страхи, раздражительность. Это приводит к потере уверенности в себе, к возникновению различных заболеваний, психическим расстройствам и к лекарственной зависимости.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
1) при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помнить о передозировке. Все должно быть в меру!
2) очень полезны физические упражнения (спорт, танцы, прогулки, бассейн, баня).
3) необходима психическая и физическая релаксация (прослушивание расслабляющей музыки).
4) для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей.
В предэкзаменационный период важно подготовиться психологически.
Для того чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадач для достижения сверхцели. Не стоит дожидаться, пока ситуация станет катастрофической.
Начинать готовиться к экзаменам необходимо заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.
Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, нужно постараться запомнить сначала самое легкое, а потом переходить к изучению трудного материала.
Ежедневно следует выполнять упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.
Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употреблять в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.
Как запомнить большое количество материала? Этот вопрос волнует большинство экзаменуемых. Лучший способ – это повторять материал по вопросам. Читая учебник, выделять главные мысли – это опорные пункты ответа. Важно научиться составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотреть листочки с кратким планом ответа.
Одеваясь на экзамен важно помнить, что одежда должна быть спокойных тонов. Постараться избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помнить о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена – все что угодно.
Упражнения для снятия стресса, которые помогут перед экзаменомexpand_less
Упражнения для снятия стресса, которые помогут перед экзаменом
Упражнение 1
Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения не потребуется ничего, кроме стены.
1. Нахмурить лоб, сильно напрячь лобные мышцы на 10 секунд; расслабить их тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксировать свои ощущения в каждый момент времени.
2. Крепко зажмуриться, напрячь веки на 10 секунд, затем расслабиться — тоже на 10 секунд. Повторить упражнение быстрее.
3. Наморщить нос на 10 секунд. Расслабить. Повторить быстрее.
4. Крепко сжать губы. Расслабиться. Повторить быстрее.
5. Сильно упереться затылком в стену, пол или кровать. Расслабиться. Повторить быстрее.
6. Упереться в стену левой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.
7. Упереться в стену правой лопаткой, пожать плечами. Расслабиться. Повторить быстрее.
Упражнение 2
Если обстановка вокруг накалена и чувствуется, что теряется самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
1. Так сильно, как только можно, напрячь пальцы ног. Затем расслабить их.
2. Напрячь и расслабить ступни ног и лодыжки.
3. Напрячь и расслабить икры.
4. Напрячь и расслабить колени.
5. Напрячь и расслабить бедра.
6. Напрячь и расслабить ягодичные мышцы.
7. Напрячь и расслабить живот.
8. Расслабить спину и плечи.
9. Расслабить кисти рук.
10. Расслабить предплечья.
11. Расслабить шею.
12. Расслабить лицевые мышцы.
13. Посидеть спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда появится состояния медленного плавания- это означает полное расслабление.
Упражнение 3
Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.
1. Начать считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)
2. Закрыть глаза. Снова посчитать от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхать, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.
3. Не раскрывая глаз, считать от 10 до 1. На этот раз представить, что выдыхаемый воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
4. Плыть по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.
Чтобы найти нужный ритм счета, нужно дышить медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс. Через неделю можно начать считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.
Упражнение 4: Поиграем в обезьяну!
Как выполнять? Встать прямо, расслабиться. Ноги на ширине плеч. Верхнюю часть туловища роняем вперед с громким вздохом. Руки и голова расслабленно болтаются, колени слегка согнуты. Сделать глубокий долгий вдох животом и медленно выпрямиться. Руки поднимаются кверху, чтобы в момент полного выпрямления они указывали в потолок. Вытянуться всем телом. Долгий выдох. Ладони, не сжимая, сложить в кулаки и бить себя расслабленными руками в грудь попеременно. Биение в грудь стимулирует деятельность вилочковой железы, которая находится под грудной клеткой и играет важную роль в управлении иммунной системой.
Совет: Необходимо повторять это упражнение не более шести раз, так как вилочковая железа очень чувствительна.
Упражнение 5: Выдохнуть стресс!
Как выполнять? Зажать правую ноздрю и сделать глубокий вдох левой. Задержать воздух на мгновение. Зажать левую ноздрю и выдохнуть через правую. Таким образом, в организме восстанавливается баланс кислорода и углекислого газа, и человек чувствует себя лучше.
Упражнения, которые помогают избавиться от волнения
Большим пальцем правой руки слегка нажать точку концентрации внимания, которая расположена в середине левой ладони. Повторить пять раз. То же самое проделать левой рукой на правой ладони. Выполнять упражнение спокойно, не торопясь, соблюдая определенный режим дыхания: при нажатии — выдох, при ослаблении — вдох.
Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большой палец, он связан с сердечно-сосудистой системой. Сжимать кулак с усилием, спокойно, не торопясь, пять раз. При сжатии — выдох, при ослаблении — вдох. Если выполнять с закрытыми глазами, эффект удваивается. Это упражнение способствует запоминанию важных вещей, поэтому оно уместно, например, перед началом экзаменационной работы или перед ответственным выступлением.
Помогает устранить психическое напряжение, нервное раздражение и упражнение с орехами. Ладонью правой руки слегка прижать орех к левой ладони и делать круговые движения против часовой стрелки по всей ладони, начиная со стороны мизинца. И так 2—3 минуты. То же проделать 2—3 минуты на правой ладони, вращая орех левой ладонью, но уже по часовой стрелке.
В завершение успокоительной гимнастики слегка помассировать кончики мизинцев.
Деятельность мозга и питаниеexpand_less
Деятельность мозга и питание
Всегда, а во время экзамена особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Что происходит в мозгу?
Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.
Меню из продуктов, которые помогут вам…
…улучшить память
Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.
Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.
Авакадо — источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.
…сконцентрировать внимание
Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).
Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.
Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
…достичь творческого озарения
Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и других творческих профессий.
Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.
…успешно грызть гранит науки
Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.
Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.
Черника — идеальный «промежуточный корм» для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Что происходит в душе?
На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.
Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.
Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.
Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
Подготовка к экзаменамexpand_less
Подготовка к экзаменам
Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.
Приступая к подготовку к экзаменам, полезно составить план.
Для начала хорошо определить, кто вы – “сова” или “жаворонок”, и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будете учить, какие именно разделы сегодня будут изучаться. Не вообще: “Немного позанимаюсь”, а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.
Конечно, хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, “нет настроения”. В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.
Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.
Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа.
В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.
При подготовку к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении “про себя”, смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовку уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т.е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при катком повторении материала и доже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.
Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу – любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.
Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь “про себя” отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти – речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что – только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.
Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: “Ой, мамочки, я ничего не знаю” или “Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить”, а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.
Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) – в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действий и рассуждений.
Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в низ главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет мажет быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.
За несколько дней до экзамена обязательно “проиграйте” мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но – внимание! – сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не “зацикливайтесь” на них.
Накануне экзамена
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяете билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом – экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только “выдают” состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т.е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, “страшными мыслями”: вот вы вошли в класс, вот тянете билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т.п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредотачиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого “предстартового” волнения также часто мешает хорошим ответам.
Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый “доведением до абсурда”. Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия.
Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том. что бояться, в сущности, нечего и доже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.
Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.
По дороге на экзамен не вредно просто пролистать учебник.
Во время экзамена
Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.
Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите доже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 минут, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, – это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.
Что делать, если…expand_less
Что делать, если…
… вдруг обнаружилось, что вам попался вопрос, по которому вы можете сказать очень немного, не впадайте в панику, а сразу начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу: из телепередачи ли, из кинокомедии ли, из разговора с родителями или друзьями либо из энциклопедии. В процессе написания в голову могут прийти какие-либо мысли, и вы, возможно, вспомните что-нибудь из пройденного в классе или прочитанного. А можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой напишите, например: “Что я знаю” (или просто поставьте ”+”), на правой – “Что мне неизвестно” (или “-”). Смелее пишите в левой части все, что вам приходит в голову по поводу ответа – правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой записывайте вопросы, “дыры”, пункты, про которые, как вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просматривайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все, но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т.п.
… вообще ничего не знаете, не говорите об этом экзаменатору, а говорите что-нибудь, хоть какую-нибудь ахинею, типа: “Прежде, чем рассказать о творчестве Пушкина, надо поговорить о принципах поэтического творчества вообще…” Хотя, конечно же, лучше играть по правилам;
… на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не “теряйте голову”. Сохраните спокойствие, хотя бы внешне – такое может случиться в каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так же, как раньше, а потом, если сможете, другим словами. За это время вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза может относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так – смело продолжайте ответ. Если нет – посмотрите на листок, который вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что пропустили;
… вы уже почти кончили отвечать, и тут-то, наконец, вспомнили, о чем хотели сказать, когда “потеряли мысль”, или о чем забыли сказать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а затем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: “Да, я еще забыл сказать о …” Говорите, например, так: “Вернемся к (название пункта плана). Я хотел бы добавить …” или так: “Кроме того, надо сказать, что…”, “Следует подчеркнуть”;
… вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы этого не заметили;
… экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, “кидают” неприятные реплики. Кажется, что все сговорились вас завалить. Отвлекитесь от этого. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся несправедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное – сохранить чувство собственного достоинства и с достоинством держаться;
… вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы – дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми – и все. Если же оговорку кроме вас вообще никто не заметил, продолжайте говорить дальше, как будто ничего не произошло;
… вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать , что вам надо немного подумать. Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на это требуется совсем немного;
… вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как исправить, сделайте это. Если же не уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как будто ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учитесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале;
… вам поставили отметку ниже той, на которую вы рассчитывали. Не вступайте в спор, не доказывайте. Во время вступительных экзаменов воспользуйтесь правом на апелляцию.
И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора – пусть оно не покидает вас и во время экзамена.
Полезные ссылки
Справочный ресурс для поступающих.
Информация о всех видах образования и обучения в Беларуси