Гл. 31 УК РБ Преступления против информационной безопасностиexpand_less

Гл. 31 УК РБ Преступления против информационной безопасности

Уголовный кодекс Республики Беларусь. Раздел XII. Глава 31. Преступления против информационной безопасности

Статья 349. Несанкционированный доступ к компьютерной информации.

1. Несанкционированный доступ к информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, сопровождающийся нарушением системы защиты и повлекший по неосторожности изменение, уничтожение, блокирование информации или вывод из строя компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, – наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев.

2. То же действие, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, имеющим доступ к компьютерной системе или сети, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Несанкционированный доступ к компьютерной информации либо самовольное пользование электронной вычислительной техникой, средствами связи компьютеризованной системы, компьютерной сети, повлекшие по неосторожности крушение, аварию, катастрофу, несчастные случаи с людьми, отрицательные изменения в окружающей среде или иные тяжкие последствия, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 350. Модификация компьютерной информации.

1. Изменение информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо внесение заведомо ложной информации, причинившие существенный вред, при отсутствии признаков преступления против собственности (модификация компьютерной информации), – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Модификация компьютерной информации, сопряженная с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекшая по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, – наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Статья 351. Компьютерный саботаж.

1. Умышленные уничтожение, блокирование, приведение в непригодное состояние компьютерной информации или программы, либо вывод из строя компьютерного оборудования, либо разрушение компьютерной системы, сети или машинного носителя (компьютерный саботаж), – наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

2. Компьютерный саботаж, сопряженный с несанкционированным доступом к компьютерной системе или сети либо повлекший тяжкие последствия, – наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 352. Неправомерное завладение компьютерной информацией.

Несанкционированное копирование либо иное неправомерное завладение информацией, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо перехват информации, передаваемой с использованием средств компьютерной связи, повлекшие причинение существенного вреда, – наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Статья 353. Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети.

Изготовление с целью сбыта либо сбыт специальных программных или аппаратных средств для получения неправомерного доступа к защищенной компьютерной системе или сети, – наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 354. Разработка, использование либо распространение вредоносных программ.

1. Разработка компьютерных программ или внесение изменений в существующие программы с целью несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации или копирования информации, хранящейся в компьютерной системе, сети или на машинных носителях, либо разработка специальных вирусных программ, либо заведомое их использование, либо распространение носителей с такими программами, – наказываются штрафом, или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

Статья 355. Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети.

1. Умышленное нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети лицом, имеющим доступ к этой системе или сети, повлекшее по неосторожности уничтожение, блокирование, модификацию компьютерной информации, нарушение работы компьютерного оборудования либо причинение иного существенного вреда, – наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное при эксплуатации компьютерной системы или сети, содержащей информацию особой ценности, – наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности последствия, указанные в части третьей статьи 349 настоящего Кодекса, – наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Что нельзя размещать в соцсетях

Размещая информацию на своей страничке в соцсетях (Facebook, Instagram, ВКонтакте, Твиттер, Одноклассники и др.) или комментируя чей-то пост, важно помнить, распространение какой информации по белорусскому законодательству запрещено, и не обидит ли кого-то ваша публикация или комментарий.

Рассмотрим подробно некоторые случаи, когда за «неосторожную» публикацию вас могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

1. Информация о частной жизни человека и его персональные данные 

Информацию о частной жизни и персональные данные физического лица можно распространять только с его письменного согласия. К такой информации, например, относятся сведения, составляющие личную и семейную тайну, тайну телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, касающиеся состояния его здоровья.

Таким образом, размещая в Интернете, например, скриншот переписки или фотографии документов, содержащие личные данные гражданина, проверьте, возможно, нужно получить его письменное согласие.

Обратите внимание!

Незаконное распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия может причинить вред правам, свободам и законным интересам этого лица. В данном случае для нарушителя предусмотрена уголовная ответственность в виде общественных работ, или штрафа, или ареста .

Справочная информация

Каждому гражданину гарантировано право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство .

2. Информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну 

Нести ответственность за разглашение такой информации могут лица, которым она стала известна в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей (деятельности) и только по требованию потерпевшего либо его законного представителя .

Обратите внимание!

За разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны предусмотренаадминистративная ответственность в виде штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин .

На случай когда коммерческая тайна разглашается умышлено и в результате ее разглашения организации причинен ущерб в крупном размере, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер:

— штрафа;

— лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

— ареста;

— ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок .

Если такая информация разглашается из корыстной или иной личной заинтересованности, ее распространителю грозит уголовная ответственность в виде одной из таких мер, как:

— штраф;

— ограничение свободы на срок до четырех лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет .

Справочная информация

Крупный размер ущерба — размер ущерба на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления .

3. Клевета

Клеветой являются заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления.

Обратите внимание!

Распространение клеветы влечет административную ответственность в виде штрафа в размере до 30 базовых величин .

За размещение в Интернете информации, содержащей клевету, предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из таких мер наказания, как:

— штраф;

— арест;

— исправительные работы на срок до двух лет;

— ограничение свободы на срок до трех лет.

4. Оскорбления

Оскорблением может быть признано размещенное вами в соцсетях умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме .

Обратите внимание!

За оскорбление предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 20 базовых величин.

В случае умышленного оскорбления в течение года после применения мер административной ответственности за оскорбление или клевету предусмотрена уголовная ответственность в виде одной из следующих мер :

— общественных работ;

— штрафа;

— исправительных работы на срок до одного года;

— ограничения свободы на срок до двух лет.

5. Пропаганда насилия и жестокости

Белорусское законодательство запрещает распространять или рекламировать, публично демонстрировать кино- и видеофильмы или иные произведения, пропагандирующие культ насилия и жестокости .

Обратите внимание!

За распространение такой информации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин  с конфискацией указанных произведений.

6. Нацистская символика

Под нацистской символикой или атрибутикой понимаются флаг, гимн, эмблема, вымпел, галстук, нагрудный и опознавательный знак Национал-социалистической рабочей партии Германии или их копии .

Демонстрировать или распространять ее граждане могут только в исключительных случаях, например, при осуществлении деятельности в области театрального, музыкального, циркового и изобразительного искусства, библиотечного дела, кинематографии, музейного дела, организации и проведения культурно-зрелищных мероприятий, издательского дела, образовательной деятельности, средств массовой информации .

Обратите внимание!

Пропаганда и (или) публичное демонстрирование в Интернете нацистской символики или атрибутики влечет административную ответственность в виде одной из следующих мер:

— штрафа в размере до 10 базовых величин;

— административного ареста.

В обоих случаях будут конфискованы средства, с помощью которых совершено данное нарушение.

7. Информация содержащая порнографические материалы и (или) эротику

К такой информации, в частности, относятся изображения, кино-, видеофильмы или сцены порнографического содержания, иные предметы порнографического характера.

Обратите внимание!

За распространение порнографических материалов или предметов порнографического характера с использованием Интернета, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет .

8. Информация, которая может нанести вред здоровью и развитию детей

Эта информация способна оказать негативное влияние на здоровье, физическое, нравственное и духовное развитие детей определенной возрастной категории . К ней, в частности, относится информация, которая:

— вызывает желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;

— побуждает совершать преступления или иные общественно опасные деяния (проституция, попрошайничество, бродяжничество, участие в азартных играх и др.);

— положительно оценивает преступление или идеализирует преступников;

— отображает издевательства над людьми либо их унижения в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием;

— поощряет привычки, противоречащие формированию здорового образа жизни;

— содержит порнографические материалы и (или) эротику;

— содержит нецензурные слова и выражения.

Обратите внимание!

За распространение, рекламирование, трансляцию или демонстрацию заведомо несовершеннолетнему порнографических материалов, печатных изданий, изображений, кино-, видеофильмов или сцен порнографического содержания, иных предметов порнографического характера, совершенное лицом, достигшим 18 лет, предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от двух до четырех лет .

Размещайте с осторожностью в открытом доступе фотографии своей банковской карточки и документов, удостоверяющих личность. Помните, что вашими персональными данными могут воспользоваться в своих корыстных целях недоброжелатели.

Уголовная ответственность за незаконные действия с персональными даннымиexpand_less

Уголовная ответственность за незаконные действия с персональными данными

Конституция Республики Беларусь в статье 28 предоставляет каждому право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь. Одним из необходимых элементов обеспечения реализации данного конституционного права является установление уголовной ответственности за незаконные действия с персональными данными.

До недавнего времени уголовный закон не содержал специальных составов об ответственности за действия именно с персональными данными.

Статья 179 Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК) предусматривала лишь ответственность за незаконные собирание либо распространение сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну другого лица, без его согласия, повлекшие причинение вреда правам, свободам и законным интересам потерпевшего. Кроме того, ряд статей УК предусматривал ответственность за умышленное разглашение отдельных видов охраняемой законом тайны (ст.ст. 177, 178, 203, 205).

Законом от 26 мая 2021 г. № 112-З УК дополнен двумя новыми статьями: 203-1 «Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных» и 203-2 «Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных». При этом статья 179 из УК исключена, а статьи 203-1 и 203-2 размещены в главе о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статья 179 ранее размещалась в главе о преступлениях против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних).

По статье 203-1.

В части 1 рассматриваемой статьи криминализируются умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшие причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина.

Важным элементом правильного применения данной нормы выступает четкое понимание термина «персональные данные». Персональные данные и информация о частной жизни, поскольку их соотношение не всегда очевидно.

В Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» под персональными понимаются основные и дополнительные персональные данные физического лица, подлежащие в соответствии с законодательными актами внесению в регистр населения, а также иные данные, позволяющие идентифицировать такое лицо.

Согласно Закону Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. «О защите персональных данных» (Закон о персональных данных) персональные данные – любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано.

Несмотря на схожесть данных определений (и там и там говорится про возможность идентификации лица), определение в Законе о персональных данных видится значительно более широким. К персональным данным относится не только информация, которая сама по себе идентифицирует лицо (это, в основном, ФИО, место жительства и другая информация о лице, которое уже фактически идентифицировано), но и другие сведения, которые сами по себе не идентифицируют лицо, но в комбинации с иными сведениями могут лицо идентифицировать. Например, номер банковской карточки, сведения о месте работы, имуществе, информация о привычках и др.

Развитие информационных технологий и увеличение мощности и функционала различных электронных устройств, вместе с переводом значительной части жизнедеятельности населения (общение, просмотр фильмов, покупки и др.) в онлайн пространство привели к беспрецедентному увеличению объема персональной информации, которая находится в сети Интернет. Это, в свою очередь, обуславливает и соответствующую эволюцию самого понятия «персональных данных», которое необходимо приспосабливать под изменяющийся мир. В целом можно отметить тенденцию постепенного расширения количества информации, подпадающей под определение персональных данных, поскольку с развитием информационных технологий появляется возможность связывать с лицом все более разрозненные частички данных.

С учетом изложенного после вступления в силу Закона о персональных данных (15 ноября 2021 г.) должно применяться определение персональных данных, содержащееся именно в этом Законе.

В рассматриваемой статье устанавливается ответственность как за действия с персональными данными, так и за действия с информацией о частной жизни. Исходя из положений Закона о персональных данных, можно представить следующее соотношение указанных категорий.

Сведения о частной жизни, которые обрабатываются с помощью средств автоматизации и не предназначены для личного, семейного, домашнего и иного подобного пользования, фактически будут функционировать в режиме удвоения режима правовой защиты, подпадая одновременно под режим как персональных данных, так и под режим информации о частной жизни.

Сведения о частной жизни, которые обрабатываются без использования средств автоматизации (например, вручную) и без создания системы поиска (например, систематизированных картотек), либо сведения о частной жизни, которые предназначены для личного, семейного, домашнего и иного подобного пользования (например, письма, справочник контактов в телефоне или список e-mail в почтовом браузере), будут подпадать лишь под правовой режим информации о частной жизни.

Наконец, сведения, которые относятся к лицу идентифицированному (то есть, уже известному лицу, в отношении которого мы знаем ФИО, место рождения, работы и др.), но не касаются его частной жизни, например, информация об образовании, уровне заработной платы и др. будут подпадать лишь под режим персональных данных.

Ответственность по рассматриваемой норме наступает лишь за два действия, а именно – сбор или предоставление. Сбор персональных данных предполагает собирание, получение таких данных независимо от того, от кого получаются такие данные и на какой основе (возмездно или безвозмездно). Предоставление персональных данных, в свою очередь, согласно Закону о персональных данных представляет собой действия, направленные на ознакомление с персональными данными определенных лица или круга лиц.

Для сведения

Закон о персональных данных предусматривает в качестве термина, характеризующего совершаемые с персональными данными действия, общий термин – обработка – любое действие или совокупность действий, совершаемые с персональными данными, включая сбор, систематизацию, хранение, изменение, использование, обезличивание, блокирование, распространение, предоставление, удаление персональных данных.

Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого состава является отсутствие согласия субъекта персональных данных на действия с персональными данными. Требования к форме получения согласия, а также к содержанию согласия установлены статьей 5 Закона. Так, согласие субъекта персональных данных может быть получено в письменной форме, в виде электронного документа или в иной электронной форме.

Но наличие просто подписи на документе еще не свидетельствует о том, что юридически значимое согласие действительно имеется. В пункте 1 статьи 5 Закона указано, что согласие субъекта персональных данных представляет собой свободное, однозначное, информированное выражение его воли, посредством которого он разрешает обработку своих персональных данных. В этой связи, если указанные характеристики не будут соблюдаться (например, согласие не является свободным) и этот факт охватывается умыслом лица, то можно констатировать, что действия совершены без согласия субъекта персональных данных.

Рассматриваемый состав сформулирован в виде материального состава. Иными словами, преступление будет окончено лишь при наступлении перечисленных общественно-опасных последствий, а именно – существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина. При этом должна быть доказана причинно-следственная связь между совершенными действиями с персональными данными и наступившими последствиями.

В отличие от самих действий по сбору и предоставлению персональных данных, которые совершаются только умышленно, по отношению к наступлению последствий возможна как умышленная, так и неосторожная форма вины.

Санкция по части 1 предусматривает наказание в виде общественных работ, или штрафа, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок.

Часть 2 анализируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за умышленное незаконное распространение информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина.

В отличие от части 1, предусматривающей ответственность за сбор или предоставление персональных данных, в части 2 ответственность установлена за распространение персональных данных.

Распространение персональных данных представляет собой действия, направленные на ознакомление с персональными данными неопределенного круга лиц. Это может быть распространение информации в социальных сетях, средствах массовой информации, посредством расклейки информации, устного озвучивания информации перед большим скоплением людей и др.

Санкция по части 2 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок со штрафом.

Наконец, часть 3 устанавливает повышенную ответственность за действия, предусмотренные частями 1 или 2 рассмотренной статьи, совершенные в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Для данного состава характерен специальный потерпевший. Персональные данные собираются, предоставляются или распространяются в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга. Иные юридически значимые элементы состава аналогичны описанным применительно к частям 1 и 2.

Санкция по части 3 предусматривает наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок со штрафом.

По статье 203-2.

Если статья 203-1 устанавливает ответственность за умышленные действия с персональными данными, то статья 203-2 – за действия с персональными данными, совершенные по неосторожности.

Данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных лицом, осуществляющим обработку персональных данных, повлекшее по неосторожности их распространение и причинение тяжких последствий.

Закон о персональных данных не предусматривает конкретного перечня мер, принятие которых было бы достаточным для обеспечения защиты персональных данных. Перечень таких мер определяет сам оператор, исходя из характера обрабатываемых персональных данных, круга лиц, имеющих доступ к таким данным, и иных обстоятельств, связанных с обработкой персональных данных.

Вместе с тем несколько мер являются обязательными для всех операторов во всех случаях. Их перечень определен в пункте 3 статьи 17 Закона о персональных данных. К ним относятся:

·        назначение оператором (уполномоченным лицом), являющимся государственным органом, юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, структурного подразделения или лица, ответственного за осуществление внутреннего контроля за обработкой персональных данных;

·        издание оператором (уполномоченным лицом), являющимся юридическим лицом Республики Беларусь, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, документов, определяющих политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных;

·        ознакомление работников оператора (уполномоченного лица) и иных лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства о персональных данных, в том числе с требованиями по защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора (уполномоченного лица) в отношении обработки персональных данных, а также обучение указанных работников и иных лиц в порядке, установленном законодательством;

·        установление порядка доступа к персональным данным, в том числе обрабатываемым в информационном ресурсе (системе);

·        осуществление технической и криптографической защиты персональных данных в порядке, установленном Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь, в соответствии с классификацией информационных ресурсов (систем), содержащих персональные данные.

Как уже отмечалось, распространение персональных данных представляет собой действия, направленные на ознакомление с персональными данными неопределенного круга лиц.

Рассматриваемый состав будет окончен с момента наступления тяжких последствий. К тяжким последствиям могут быть отнесены, в частности, потеря работы, ухудшение состояния здоровья, распад семьи и др.

Санкция за совершение данных деяний предусматривает наказание в виде штрафа или лишения права занимать определенные должности, или заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до одного года, или ареста, или ограничения свободы на срок до двух лет, или лишения свободы на срок до одного года.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что принятие Закона от 26 мая 2021 г. № 112-З, установившего уголовную ответственность за незаконные действия с персональными данными, стало важным эволюционным этапом развития законодательства о персональных данных и необходимым условием для обеспечения действия Закона о персональных данных.