По инициативе МВД Республики Беларусь с 7 октября 2024 по 31 октября 2024 года проводится специальная программа «Детство без насилия», направленная на противодействие преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних и обороту детской порнографии. Между родителями и детьми должны быть доверительные и теплые отношения, чтобы дети не искали такие отношения на улице либо в интернете.
Уважаемые жители г. Жлобина и Жлобинского района!
Если Вы обладаете какой-либо информацией о совершении преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних, просим Вас сообщить об этом в отделение по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ОВД Жлобинского райисполкома по тел. +375336803402 либо по тел. 102.
Дети наше будущее – пусть оно остается светлым!
МВД Социальная радиореклама от 14 сентября 2023 года №16-2023
Видеоролики о насилии над детьми и безопасности в Интернете
Видеоролик “Украденное детство”
Не сообщайте кому-либо сведения о банковской карточке, паспортные данные и коды доступа.
В Беларуси участились случаи телефонного мошенничества — вишинга. Мошенники звонят клиентам белорусских банков, представляются сотрудниками службы безопасности либо просто сотрудниками банка, под тем или иным предлогом просят предоставить данные о банковской платежной карточке, паспортные данные, коды, приходящие на телефонный номер, логины и пароли от системы дистанционного банковского обслуживания.
Злоумышленники также могут использовать программы-анонимайзеры. В таком случае при входящем звонке клиент банка будет видеть на своем телефоне номер банка, размещенный на официальном сайте. Вместе с тем мошенники могут подменить не телефонный номер целиком, а одну цифру в нем. Таким образом, клиенту сложнее визуально идентифицировать оригинальность номера банка.
Для большей правдоподобности злоумышленники используют
в качестве фона звонка шум работающего колл-центра банка.
Один из основных сценариев обмана выглядит следующим образом: при звонке злоумышленник представляется работником банка, сообщает, что в отношении счета клиента производятся мошеннические действия. По легенде, чтобы предотвратить несанкционированный перевод либо снятие денег в банкомате, клиенту нужно предоставить информацию о банковской платежной карточке либо другие данные.
Еще один сценарий — злоумышленник звонит держателю карточки и говорит о том, что на его имя якобы оформлен кредит. Для его отмены также нужна уточняющая информация.
Обращаем Ваше внимание, что при звонке клиенту банк всегда знает всю необходимую информацию. Сообщать кому-либо данные о банковской карточке, паспортные данные, коды категорически запрещено. Как только собеседники начинают узнавать подобную информацию, рекомендуем завершить звонок и перезвонить на номер банка, указанный на его официальном сайте.
Кроме того, акцентируем внимание, что мошенники выманивают деньги через взломанные страницы или страницы-клоны («фейковые страницы») в социальных сетях — якобы от имени друга приходит сообщение с просьбой дать данные банковской карточки для перевода денег. Злоумышленники также могут притворяться покупателями: под маской заинтересованности они обращаются к продавцу и говорят
о намерении купить его товар в интернете. Продавцу предоставляют ссылку, перейдя по которой клиент вводит свои реквизиты, и тем самым передает их злоумышленнику. В дальнейшем мошенник использует
их для денежных переводов.
Зафиксировано немало случаев, когда злоумышленники просят мобильный телефон под предлогом звонка, а затем устанавливают на него программное обеспечение для несанкционированных денежных переводов. Волна звонков телефонных мошенников продолжается. Отдел по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий рекомендует проявить бдительность, никому не передавать конфиденциальную информацию.
ОРПСВТ КМ УВД Гомельского облисполкома
Преступления в сфере высоких технологий
Со временем интернет и высокие технологии прочно вошли в нашу жизнь. Преступники также не остались в стороне и начали активно использовать эти достижения человечества в своих криминальных целях. Глобальный рост преступлений в сфере высоких технологий произошёл осенью 2019 года, когда организованные группы злоумышленников накрыли волной всю Беларусь звонками якобы из банков.
Подобные схемы называют вишингом – метод мошенничества с использованием социальной инженерии: преступники звонят под видом банковских работников, выуживая информацию о реквизитах банковских пластиковых карт. Затем через интернет-банкинг получают доступ к счёту и снимают деньги. На удочку злоумышленников попадались абсолютно разные люди, от дворника до главного инженера – социальный пласт пострадавших очень широк. Вся шутка заключается в том, что потенциальная жертва на первых два, три простых вопроса мошенника отвечает «да», затем спрашивают о наличии банковского счёта, и вы также отвечаете утвердительно. Затем поступает вопрос, обслуживаетесь ли вы в таком-то банке и дальше по аналогии. Согласитесь, когда тебя называют по имени и отчеству, отрицательно ответить крайне сложно. А далее задаётся вопрос о банковских реквизитах, пришедших на телефон СМС-кодах, на который потерпевший по инерции отвечает утвердительно, предоставляя преступнику необходимую информацию. Надо сказать, что если человек начал втягиваться в разговор с мошенником, то эта схема сработает в большинстве случаев.
Современные мошенники обладают серьёзными знаниями в области психологии и фактически работают по безотказным формулам. По этой причине осенью прошлого года и произошёл рост таких преступлений. Впрочем, по мере просвещения людей через СМИ по поводу данной схемы, мошенничества такого рода пошли на спад. Нужно понимать, что банковский работник ни при каких условиях не должен и не будет выяснять сведения о банковских реквизитах пластиковых карт.
Второй по распространённости приём, который стремительно набирает обороты – это фишинг, когда преступники не контактируют с потенциальной жертвой вживую, в том числе посредством звонка.
Человеку вбрасывают в телефон или компьютер ссылку, перейдя по которой мошенник сулит вам «счастье». В этом плане небезопасной, впрочем как и любая другая, является площадка по продаже, дарению и обмену товаров Kufar. Преступники вклиниваются сюда, создают ложные аккаунты и под видом либо продавца, либо покупателя выясняют у потерпевшего номер банковской карты и сбрасывают ему фишинговую ссылку для получения денег. Переходя по ней, жертва попадает а фейковую, якобы банковскую интернет-страницу. Введя на ней свой логин и пароль от интернет-банкинга, люди предоставляют их преступнику, с использованием которых последний похищает деньги. К сожалению, от таких схем мало кто застрахован, поскольку простого обывателя можно смело назвать пользователем ПК лишь начального уровня. Кроме социальных сетей и чтения отдельных интернет-ресурсов мы, по большому счёту, ничего не используем. Абсолютному большинству пользователей этого достаточно, однако важно повышать знания о виртуальной безопасности, становясь грамотным пользователем. Ведь мы же не оставляем без присмотра ключи от квартиры в общедоступных местах. Вот только с течением времени те самые ценные ключи от благосостояния стали находиться в вашем девайсе – ноутбуке, смартфоне, планшете.
Иногда нам на почту также приходят «письма счастья» из серии «заберите ваш выигрыш» – такие сообщения должны сразу отправляться в корзину без перехода по сомнительным ссылкам. – Самое безопасное – безвозвратно удалять данные письма.
К сожалению, шансы на возврат денег при подобных мошенничествах невелик. Нужно понимать, что преступники, мягко говоря, не глупы, а сами преступные схемы просчитаны от начала и до конца, от попытки вовлечь вас в диалог до обналичивания денег где-нибудь в Нидерландах через Гавайские острова. Поэтому в виртуальном пространстве нельзя терять бдительность.
Говоря о сайтах-зеркалах, следует отметить, что сами по себе они не опасны. «Зеркало» – всего лишь дубликат сайта, который размещён на другом сервере, в иной доменной зоне. По разным причинам сайт-оригинал может быть недоступен. Возможно государство, где был первично размещён сайт, его заблокировало или возникли технические проблемы, в этом случае «зеркало» обеспечивает предоставление необходимой информации. Яркий пример – торрент-сайты, которые в России блокируются. С их помощью можно получить доступ к только что вышедшим фильмам и другим медиа-новинкам, которые, по-сути, являются пиратскими копиями. Однако для славян «халява» – настолько сладкое слово, что люди готовы без зазрения совести «подвинуть» чьи-то авторские права.
Безопасных сайтов для продажи, покупки, обмена не существует. Сегодня ресурс может быть безопасным, а завтра – подвергнутся атаке и стать прямым источником заражения. Но пользоваться интернет-ресурсами можно и нужно, это облегчает жизнь. Главное, не забывать про возможные кибер-угрозы. Поэтому не лишним будет иметь «антивирусник» весомого производителя, тот, который регулярно обновляет антивирусные базы, имеет техподдержку, используя разумное количество ресурсов девайся.
Портрет своременного кибер-преступника, довольно многогранен. Если отбросить бытовые случаи в виде мужчины, который без разрешения собутыльника, по его карте купил спиртное, либо девушки, из мести или ревности заблокировавшей страничку подруги в соцсети, то это сильный организатор, которому помогает команда грамотных специалистов. Сегодня прступник сам не идёт в салон за новой «симкой», не помещает её в телефон и не набирает номер потенциальной жертвы – на самом деле профессиональные мошенники так уже давно не работают. Преступление стало конвейерным, где каждый из участников выполняет свою роль. Кто-то обеспечивает группу «симками», банковскими картами, кто-то предоставляет помещение, звонит потерпевшим, занимается переводами денежных средств, их «отмыванием» и обналичиванием. Массовое мошенничество совершается, как правило, с использованием IP-телефонии, которая позволяет выбрать исходящим абсолютно любой номер. То есть, вы можете смотреть на экран телефона и видеть номер колл-центра банка, а в трубке слышать искусственно озданный шум офиса, что ещё раз убедит вас в том, что этот звонок правомерен.
Существует и система отностительно безопасного для преступников вывода денег. Их списывают со счёта жертвы и перегоняют через несколько счетов подставных людей. В конце цепочки стоит, условно говоря, человек низкого социального статуса, который за бутылку пойдёт и снимет эти деньги из банкомата где-нибудь в Москве или Киеве. Ещё одним способом сокрытия похищенных средств служит их перевод в криптовалюту биткоин, при котором идентифицировать участников сделки практически нереально. Многие потерпевшие, приходя к следователю, в первую очередь просят вернуть им деньги и лишь затем наказать злоумышленника. Впрочем, вернуть украденные средства довольно сложно. Как правило, похищенная сумма веером расходится по подставным счетам и уходит за границу. Не способствует возврату и запоздалое обращение потерпевших в правоохранительные органы, службы безопасности банков.
Также ни в коем случае нельзя безоговорочно доверять звонкам незнакомцев о том, что якобы ваш родственник попал в ДТП, милицию, реанимацию, секту острова Пасхи и нужно срочно перечислить куда-то деньги, чтобы спасти его – всё это вариации на тему. Необходимо проверить полученную информацию и не спешить перечислять деньги в руки потенциальных мошенников.
Ещё одним ярким примером можно назвать хищение денежных средств с использованием мобильных телефонов потерпевших посредством установки программного приложения «А1-банкинг», при помощи которого злоумышленники получают кредит в размере до 10 рублей распоряжаются им по своему усмотрению.
Злоумышленники под различными предлогами (например, для срочного звонка или необходимости зайти в социальную сеть) просят граждан воспользоваться их мобильными телефонами, после чего в течение нескольких минут устанавливают программное приложение и получают «мобильный» кредит. После этого быстро переводят деньги на свой расчётный счёт, электронный кошелёк или другой абонентский номер.
Например, в ноябре текущего года жительница г.Гомеля лишилась денежных средств в размере 2500 долларов США и 16870 рублей следующим способом.
На мобильный телефон последней позвонил неизвестный мужчина, который представился сотрудником банка и поинтересовался, подтверждает ли она заявку на кредит, которую направила 30 минут назад. Женщина ответила отрицательно. Далее от мужчины последовал ряд вопросов, в том числе об утере банковской карточки или паспорта. Затем он сообщил, что в заявке на кредит от её имени указано, что женщина обладает банковской карточкой другого банка. После того как потерпевшая сообщила злоумышленнику название банка, он якобы переключил её на телефонную линию этого банка.
Затем последовал длительный разговор с «сотрудником службы безопасности» банка, клиенткой которого является потерпевшая. Мужчина убедил, якобы для предотвращения мошеннических действий, сообщить реквизиты одной из её банковских карточек, паспортные данные, содержание несколько пришедших СМС с кодами для подтверждения операций. Злоумышленник предупредил женщину, что в целях безопасности её деньги временно будут переведены на «сейфовую ячейку» банка с блокировкой расчётного счёта и доступа к личному кабинету в интернет-банкинге.